17 апреля 1945 года советский ас, к тому времени дважды Герой Советского Союза Иван Кожедуб записал на боевой счет два американских истребителя P-51 Mustang, атаковавших его по ошибке.
Оказавшийся рядом с конвоем бомбардировщиков ВВС США советский истребитель Aerocobra отогнал пулеметными очередями пару "мессершмиттов" и тут же сам попал под обстрел истребителей эскорта.
"Кому огня? Мне?", - возмущался Иван Никитович спустя полвека.
Союзники стреляли издалека, с километра. Их пулеметные очереди были хорошо видны благодаря ярким - в отличие от наших и немецких, - трассирующим снарядам. Концы очередей загибались вниз.
"Я перевернулся. Быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству самолетов в эскорте я уже понял, кто это). В фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошел со снижением в сторону наших войск. Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно, самолет взорвался в воздухе", - рассказывал знаменитый летчик.
Иван Кожедуб действовал по собственной формуле: высота-скорость-маневр-огонь.Он перехватывал инициативу, сближался и в упор расстреливал ведущего. После этого группа обращалась в бегство.
Расправа над эскортниками выглядела так, словно двое гопников в переулке решили накидать плюх чемпиону по боксу. Только с более плачевным для гопников результатом.
Когда горячка боя прошла, Кожедуб задумался, что ему за это будет. Белые звезды на крыльях он хорошо разглядел. Первый "Мустанг" приземлился на нашей территории, в кабине сидел здоровенный негр. На вопрос, кто его сбил, летчик ответил: фокке-вульф с красным носом.
Фотокамера "Аэрокобры" запечатлела все основные элементы боя. Проявленные пленки смотрел командир полка (Кожедуб был его замом), дивизии и корпуса. Комдив Савицкий сказал: "Эти победы - в счет будущей войны".
Пять дней спустя история повторилась. Снова два "Мустанга" атаковали истребитель Кожедуба и были сбиты ответным огнем. И дело здесь не в армейской неразберихе. В конце войны американские летчики не признавали зон влияния и считали себя вправе летать над всей Европой. Командующий американскими ВВС генерал Спаатс отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной.
Летчику Кожедубу пришлось в инициативном порядке приучать американцев к правилам движения. В мае 45-го эскадрилья американских бомбардировщиков, игнорируя предупредительные выстрелы, появилась над советскими войсками. Майор Кожедуб один за другим сбил три американских самолета, остальные повернули восвояси. В официальный список побед американцев не записали, а подполковником Иван Никитович стал только в 1949-м.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем