Известный историк, писатель, пушкинист, специалист по творчеству Александра Герцена и автор нескольких блестящих работ о декабристах Натан Яковлевич Эйдельман родился 18 апреля 1930 года в Москве в семье Якова Наумовича и Марии Натановны Эйдельман.

В. Киселев / РИА Новости
Писатель и историк Натан Эйдельман. 1988 год
Его отец сразу после начала Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну, а в 1948-м, в разгар кампании по "борьбе с космополитизмом", был арестован как сионист и отправлен в лагеря. Мать Натана Яковлевича работала учительницей.
Эйдельман с детства интересовался историей и точными науками. После окончания школы юноша решил поступить на исторический факультет МГУ, причем изначально планировал заниматься историей стран Востока. Но, по совету друга, все же обратился к отечественной истории. Его учителями в университете были такие мэтры, как Петр Андреевич Зайончковский и Милица Васильевна Нечкина, а однокурсниками - будущие талантливые историки: Лидия Михайловна Брагина, Анатолий Дмитриевич Горский, Николай Николаевич Покровский, Аделаида Анатольевна Сванидзе и многие другие.
После окончания университета Эйдельман не мог рассчитывать на дальнейшую научную карьеру из-за ареста отца, поэтому начал преподавать историю, немецкий язык, астрономию и географию в вечерней школе рабочей молодежи в Ликино-Дулево (город на востоке Московской области). Через некоторое время занимался преподавательской деятельностью уже в Москве, где сблизился с тайным кружком Льва Николаевича Краснопевцева. Его члены, в основном выпускники исторического факультета МГУ, собирались, чтобы обсудить современную историю и идеологию. У них был свой, особый, независимый от линии партии взгляд на политические события в стране. В 1957-м девятерых членов этого кружка арестовали. Эйдельман же, будучи в него вхож, также понес наказание: его исключили из ВЛКСМ, и он был вынужден прекратить преподавать в школе.
С 1959 года Эйдельман работал экскурсоводом, а затем научным сотрудником в Московском областном краеведческом музее в Истре. Не имея возможности попасть в официальные научные круги, он занялся популяризацией истории, но долго не решался ничего напечатать. Эйдельман не считал себя одаренным писателем. Поэтому первой его публикацией стала записанная стенографисткой по просьбе друга историка беседа с ним Натана Яковлевича. В виде статьи она вышла в журнале "Литературная газета" под псевдонимом "Н. Натанов" в 1960 году (по другим сведениям - в 1962-м).
Затем Эйдельман начал писать уже осознанно. Он выпустил более 20 книг и около 300 статей, очерков, эссе на исторические темы. Темами исследования Натана Яковлевича стали Пушкин, общественное движение России в XVIII-XIX веках, декабристы, Карамзин, Герцен. Мысли героев его книг, посвятивших себя борьбе за свободу в России, оказались неожиданно актуальными в условиях советской действительности.
Исторические исследования были для Натана Яковлевича больше, чем просто работой. Они были способом лучше разобраться в проблемах современности и даже в собственной жизни. "…Когда-то Герцен просто... помог мне, как близкий друг. Я бы сказал даже так: я ими занимался - Герценом, Пушкиным, декабристами - потому что они помогали мне жить... Я их выбрал, потому что любил… Знаете, я о людях пушкинского окружения знаю гораздо больше, чем о многих современниках", - признавался Эйдельман.
В 1965 году Эйдельман защитил кандидатскую диссертацию на тему "Корреспонденты Вольной печати Герцена и Огарева в период назревания первой революционной ситуации в России". Со временем эта работа превратилась в полноценную книгу - "Тайные корреспонденты "Полярной звезды"".
Хотя основной областью научных интересов Натана Яковлевича была история русской культуры и общественное движение России в XVIII - XIX веках, немало работ историка было посвящено проблемам русско-кавказских культурных связей, а также роли Кавказа и его народов в жизни и культуре России.
Формула успеха книг Эйдельмана складывалась из двух компонентов: внимания автора к нравственной трактовке рассматриваемых событий и хорошего литературного языка. Произведения Эйдельмана стали ярким явлением культурной жизни СССР 1960-1980-х годов. Они вызывали многочисленных дискуссии среди интеллектуальной советской элиты, участвовал в этих дискуссиях и сам автор.
И те, кому посчастливилось беседовать с ним или слушать его выступления, вспоминали, что Натан Яковлевич как никто другой умел подарить слушателю ощущение близости к событиям прошлых лет. Так и только так, считал Эйдельман, стоил заниматься историей. "Историк не должен замыкаться в сухой научной форме -, рассуждал Натан Яковлевич - ибо история столь поразительная наука, что сама в себя затягивает, уже и не вырвешься... Если сухо, значит неталантливо..."
С 1971 года Эйдельман, живший, по выражению известного литературоведа Мариэтты Омаровны Чудаковой, "в окружении мыслей умнейших людей разных эпох", стал членом Союза писателей СССР. Ей вторил писатель, публицист, главный редактор журнала "Звезда" Яков Аркадьевич Гордин: "...Эйдельман обладал редким для историка художественным талантом, заключавшимся не просто в стилистическом искусстве, но в особости подхода к предмету. Мир людей, а не ситуаций, сумма поступков, а не политический и экономический процесс, - вот чем была для него история. Он не изучал историю. Он жил в ней. Он не говорил об истории. Он говорил с историей в лице ее "действователей"".
Натана Яковлевича Эйдельмана не стало 29 ноября 1989 года. Знаменитый историк умер в Москве и похоронен на Кунцевском кладбище. В 1990-е годы, в течение нескольких лет, в журнале "Знание - сила" в память о нем проводились "Эйдельмановские чтения". Во время этих встреч, помимо всего, зачитывались научные доклады и отрывки из дневника Натана Яковлевича.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем