Ставший основным свидетелем последних дней главы Третьего рейха Гейнц Линге в ноябре-декабре 1945 года на допросах подробно изложил обстоятельства произошедшего в "фюрербункере". Материалы об этом представлены сотрудниками архива управления ФСБ России по Ивановской области.

из архива журнала "Родина"
Coветский солдат в бyнкере Гитлepа, Бepлин, 1945 г.
С 1935 года и до момента смерти Гитлера, на протяжении десяти лет, штурмбаннфюрер СС Гейнц Линге (встречается также написание Хайнц Линге) являлся личным камердинером главаря нацистской Германии, то есть, координировал прислугу. После взятия Берлина частями Красной армии задержали несколько "ключевых лиц", входивших в личное окружение политика.
Это командующий обороной Берлина генерал Гельмут Вейдлинг, личный пилот Ганс Баур, начальник Имперской службы безопасности Ганс Раттенхубер и так далее. Их поместили в лагерь военнопленных в Познани, после чего самолетами привезли в Москву.
Однако чуть ли не самого главного свидетеля смерти фюрера (Линге был первым, кто зашел в его комнату после самоубийства) из Познани отправили в лагерь военнопленных в Кохтла-Ярве. Поздней осенью 1945 года его перевезли в Таллин. Там он оказался в распоряжении Отдела по делам военнопленных и интернированных (ОПВИ), рассказали с ФСБ.
На особую роль камердинера указывали показания других арестованных. Например, Ганса Раттенхубера. Генерал-лейтенант полиции и войск СС, шеф Имперской службы безопасности на допросе заявил: "Линге сообщил мне, что сегодня Гитлер приказал выйти из комнаты, и если в течение десяти минут он ничего не услышит, снова войти в комнату и выполнить его приказ. Так как в это время он положил пистолет Гитлера на стол в передней, то мне стало понятным, что он подразумевал под самым тяжелым приказанием фюрера и откуда возникло пятно крови на ковре. На основании изложенного я пришел к выводу, что по истечении 10 минут после отравления Гитлера Линге застрелил его".
По его словам, за минуты до выстрела глава Третьего рейха принял яд. При этом слуга настаивал на том, что фюрер все сделал сам, покончив с жизнью выстрелом в висок.
16 декабря 1945 года Линге дал показания, где заявил, что 30 апреля Гитлер, подчеркнув, что его "решение неизменно", простился с госпожой Геббельс и доктором Геббельсом и ушел обратно в свой кабинет.
"Минут через пять раздался выстрел. Вместе с рейхслейтером Борманом я вошел в кабинет. Мы завернули труп в одеяло, так что его не было видно, и вынесли через задний вход бомбоубежища в парк".
Слуга отметил, что Гитлер перед смертью давал указания сжечь его труп, так как боялся, что тело вывезут в Москву и выставят напоказ.
Позже 29-30 декабря 1945 года камердинер сделал дополнение к показаниям, где описал причины, побудившие фюрера к самоубийству, передает ТАСС.
"Было совершенно бессмысленно продолжать борьбу, пытаться прорваться из Берлина", - отметил он, также указав на "плохое физическое состояние Гитлера, которое не могло уже вынести никаких лишений", и манию величия, которая "не позволяла преклониться перед победителем и вступить с ним в переговоры".
5 мая 1945 года в саду имперской канцелярии сотрудниками отдела контрразведки Смерш 79-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии 1-го Белорусского фронта в воронке от авиабомбы нашли изрядно обгоревшие трупы мужчины и женщины. Из заключения судебно-медицинского исследования следовало, что "в полости рта мужчины находились остатки раздавленной стеклянной ампулы".
"Результаты судебно-химического исследования внутренностей с обнаружением цианистых соединений позволяют прийти комиссии к заключению, что в данном случае смерть наступила из-за отравления цианистыми соединениями", - говорилось в заключении.
Отравление Гитлера цианистым калием подтверждают работы, проведенные в марте и июне 2017 года известным французским антропологом Филипом Шарлье, добавили в ФСБ.
В августе 1948 года Линге и личный адъютант Гитлера Отто Гюнше были освобождены из тюрьмы и до осени 1949 года занялись "литературным" трудом - воспоминаниями о своей службе в окружении Гитлера.
Ранее Центральный архив Министерства обороны РФ совместно с Российским военно-историческим обществом впервые опубликовали раритетные архивные документы, которые посвящены взятию Берлина.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем