У единых учебников по истории для средней школы, с которыми читатели "Родины" знакомились в 2023-2024 гг., появилось важное дополнение. В начале 2025 г. было представлено трехтомное учебное пособие "Военная история России", прошедшее экспертизу в Министерстве просвещения РФ и включенное в федеральный перечень учебников. По уже сложившейся традиции мы сообщаем самые значимые подробности содержания новых учебных книг еще до того, как они с началом нового учебного года начнут поступать в школы и суворовские училища.

Иван Шагин / РИА Новости
Победители салютуют на крыше рейхстага.
Меч чуть больше килограмма
Три книги, вышедшие под редакцией помощника президента России, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского, продолжают линию, начатую РВИО еще в 2016 г., когда был опубликован первый вариант учебного пособия по военной истории. Нынешнее издание отличается от прежних не только официальным статусом учебника, но и строгой синхронизацией с едиными учебниками по истории России. Первый том адресован школьникам 6-7 классов, второй - восьмиклассникам и девятиклассникам, третий - учащимся 10 и 11 классов. Помимо школьников, новый учебник по военной истории будет широко использоваться в суворовских, нахимовских, кадетских училищах, кадетских классах.

Авторы учебника наметили и реализовали разнообразное по содержанию и доступное для понимания юных читателей повествование о военной истории Отечества с глубокой древности до наших дней с приоритетным вниманием к событиям Великой Отечественной войны. Изложение включает в себя и рассказ о подвигах российских воинов на Специальной военной операции, в том числе о совершенном весной 2024 г. героическом поступке солдата из Якутии, Героя Российской Федерации Родимира Максимова1. Все тома учебника по военной истории щедро проиллюстрированы, снабжены многочисленными картами, дополнительными материалами с сайта история.рф, QR-кодами, использованы в том числе и материалы Музея военной формы РВИО.
Все три тома невелики по объему - это дополнение к основному содержанию единого учебника по отечественной истории.
В.Р. Мединский пишет в предисловии к первому тому о его основном содержании: "Мы расскажем о дружинниках и ополчении Руси, их сражениях со степняками, ордынцами, крестоносцами. Увидим, как укреплялось войско в Московском княжестве и в едином Русском государстве. Учебник познакомит учащихся с первыми наставлениями о службе, развитием нашего оружия и тактики. Вы также узнаете, как появились поместное войско и стрелецкие полки и чем они прославились в борьбе за собирание русских земель"2.
В первом томе четыре главы и 51 небольших по объему параграфов. Главы таковы: "Воинственные соседи древних славян. I тыс. до н. э. - I тыс. н. э.", "Русь в обороне и наступлении. Конец IX - начало XIII в.", "Русь между двух огней: нашествием монголов и вторжением крестоносцев. XIII-XIV вв.", "Русское войско в период становления единого централизованного государства. XV-XVII вв.".
Первый том написан с учетом возрастных особенностей шестиклассников и семиклассников, в изложении часто встречаются увлекательные подробности, которые в тексте обычного учебника истории не поместятся точно, но они помогают почувствовать специфику военного дела на современной территории России в разные эпохи. Вот каков, например, секрет защитного вооружения древних сарматов:
"Для изготовления доспехов сарматы распиливали конские копыта на плоские чешуйки и нашивали их внахлест на кожаную или льняную подкладку. Такой панцирь получался весьма крепким и мог выдержать удар тяжелого меча"3. Удачна и характеристика древнерусского меча: "Вопреки распространенному сегодня мнению, средневековый меч был довольно легким и удобным в обращении. Обычно вес клинка составлял чуть более 1 кг, лишь немногим больше, чем вес современной спортивной шпаги. Центр тяжести меча был смещен к рукояти. Такой баланс оптимален для того, чтобы быстро парировать и наносить удары"4.

Семиклассникам предлагается погрузиться в реалии конца XVII в. и узнать, насколько дорогой ценой обошлось России присоединение Киева после Андрусовского перемирия 1667 г.: "Киев, стоящий на правом берегу Днепра, был отдан России временно, на два года. Российское государство Киев в положенный срок не вернуло, а затем официально выкупило у Речи Посполитой за 146 тыс. руб. В середине XVII в. плотник получал в Москве около 40 коп. в месяц. Писарь в приказе - ок. 50 коп.; подьячий - 3 руб.; стрелец - 1 руб.; полковник - 40 руб.; руководивший приказом боярин - около 100 руб. в месяц. Постройка небольшого дома обходилась примерно в 10 руб.; лошадь - 5 руб.; корова - 2 руб.; шуба из овчины - 40 коп.; хлеб - 1 коп. за килограмм"5. Легко подсчитать, что Киев обошелся российской казне в стоимость 73 тысяч коров.
Реформы военной формы
Школьникам 8-9 классов адресован второй том учебника по военной истории объемом 192 страницы. Он разделен на четыре главы и 66 параграфов. Три из четырех глав адресованы восьмиклассникам: "Армия и флот Петра Великого", "Русская армия и флот в войнах. Середина XVIII - начало XIX в.", "Россия против Наполеона: Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии". Учащимся 9 класса предлагается заключительная глава "Вооруженные силы России в 1825-1914 гг.".
Здесь школьники узнают важную дополнительную информацию о важнейших битвах русской армии XVIII-XIX столетий. Например, к тексту единого учебника по истории России для 8 класса полезны будут сведения об итогах Полтавской битвы: "Было захвачено 137 штандартов, 4 знамени и 4 пушки, поскольку, как говорилось в реляции (донесении) о Полтавском сражении, "понеже более у неприятеля не было". Пленные шведские солдаты получили приглашение поступить на службу в русскую армию с условием навсегда остаться в России. Несколько тысяч человек согласились. Из них были сформированы два пехотных полка, которые затем служили на южных границах России. Позднее подобное стало обычным делом: после других крупных битв шведские военнопленные часто становились русскими драгунами, матросами, а некоторые даже казаками"6.

Примечательны и подробности перемен обмундировании, облегчивших русской армии вести войну с турками в 1787-1791 гг.:
"Первую серьезную реформу по упрощению солдатской одежды произвел князь Григорий Потемкин, фаворит императрицы Екатерины II. Он придерживался принципа простоты солдатской формы для максимально быстрой готовности солдата к бою. Короткие и узкие штаны заменили на просторные шаровары. Вместо треугольных шляп ввели каски, защищавшие от сабельных ударов. Вместо кафтанов - короткие легкие куртки, которые в зимнее время дополнялись епанчой - плащом до колен. В качестве походной обуви были введены сапоги на низком каблуке. Потемкинская форма при всех достоинствах все же имела один недостаток: она отлично подходила лишь для военных действий на юге, против Турции - где, собственно, и воевал сам Потемкин. Однако зимой в ней было холодно"7.
О роли холодов в гибели наполеоновской армии в России в конце 1812 г. доходчиво и убедительно повествует § 46 второго тома учебника. Стереотип более чем 200-летней давности о "генерале Морозе" опровергается следующим образом:
"Вести армию изнурительными маршами и ночевать в поле при минусовой температуре - это гарантированный способ погубить людей. Понимал ли это Наполеон? Конечно. Он сам много раз ставил своих врагов в такое же положение. Солдат Великой армии мучили не русские морозы как таковые, а то, что им при морозах приходилось спасаться бегством. Например, в одном из последних боев на территории России в ноябре 1812 г., при переправе французских войск через реку Березину, только утонувшими и замерзшими французская армия потеряла почти 10 тыс. человек. Инженеры и солдаты строили два моста, стоя по плечи в ледяной воде. Почти все они заболели, многие умерли. Но ведь причина потерь - не столько холодная вода, сколько то, что солдаты спешили перебраться через реку до подхода основных сил Кутузова"8.

Учебник военной истории России для 8-9 классов подробно рассказывает об особенностях военных побед лучших русских полководцев - Румянцева, Суворова, Кутузова, Скобелева, флотоводцев Ушакова, Нахимова, Корнилова. Школьники получат также цельный образ масштабных перемен, которые произошли в русской армии и на флоте со времени Петра Великого до начала ХХ столетия.
Танки без гусениц
Третий том учебника по военной истории адресован старшеклассникам. 240 страниц книги имеют более дробную структуру глав - их шесть, при этом параграфов в томе меньше, всего 45. Учащимся 10 класса предлагается повествование о двух мировых войнах, а также создании и развитии Красной армии. Одиннадцатиклассники узнают о советской и российской армии с послевоенного времени до наших дней, включая заключительный § 45 "Профессионализм, несгибаемость, мужество: российские воины в СВО"9.
Авторам этой части учебника пришлось решать сложную задачу: изложение неизбежно пересекается с подробным повествованием о войнах и военном деле ХХ и начала ХХI столетия, представленным в единых учебниках по истории России для 10 и 11 классов. Выход найден в том, чтобы наряду с логичным и связным рассказом о ключевых военных операциях и битвах уделить больше внимания чисто военным аспектам. Пример тому - интересные тексты о зарождении и развитии танковых войск в войнах первой половины ХХ века. Для Первой мировой войны танки еще колоритная новинка, ставящая в тупик даже переводчиков: "Поначалу слово "танк" на русский язык перевели как "лохань", т.е. таз для воды. Однако "лохань" звучало совсем несерьезно для такого грозного оружия. И вскоре в России прижилось английское слово "танк".
Первые танки были очень несовершенными. Ездили они со скоростью пешехода, а из-за постоянных поломок отправленные в атаку машины даже не добирались до позиций противника. Однако в первом же бою при поддержке танков потери пехоты снизились в 20 раз"10.
Уже вскоре, в 1930-е гг., роль танков существенно изменилась, что показали, в частности, бои на озере Хасан и у реки Халхин-Гол. "В советско-японской необъявленной войне танки уже действовали как самостоятельный род войск. Например, советский танк БТ-7 двигался со скоростью 52 км/ч. Или даже в полтора раза быстрее, если снимал гусеницы, - его конструкция также предполагала возможность движения на колесах. Дальность хода на одной заправке составляла почти 400 км. Танковому соединению не нужно было ждать пехоту. Наоборот, следовало быстро устремиться в тыл врага, чтобы замкнуть окружение"11.
Вставай, страна огромная!
Особо значимое место в учебнике военной истории России для 10-11 классов уделено Великой Отечественной войне. Ей в книге, увидевшей свет в год 80-летия Победы, полностью посвящена глава IV из 14 параграфов. Уже в самом начале логично акцентируется "общеевропейский" характер гитлеровской агрессии:
"В войне против Советского Союза на стороне Германии участвовали Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия, Словакия и Хорватия. Испания, официально отказавшаяся выступить на стороне Германии, тем не менее тоже отправила на Восточный фронт так называемую "Голубую дивизию" из добровольцев-фашистов. В легионы СС для войны на Востоке вербовались бельгийцы, голландцы, датчане, французы, шведы и многие другие. Фактически вся Европа - некий "Евросоюз" под фашистской свастикой - выступила против СССР"12.

Существенно дополняет содержание единого учебника по истории России для 10 класса § 22 "Война моторов, огня и брони". Здесь рассматриваются важнейшие образцы советских вооружений, сыгравших ключевую роль в Победе: стрелковое оружие, артиллерийские орудия и минометы, танки, самолеты, корабли. Подчеркивается и преимущество советской техники над противником, особенно заметное на примере знаменитого штурмовика Ил-2:
"Конструкторы называли его "летающий танк", потому что кабина пилота и двигатель были защищены броней. Ил-2 специально разрабатывали как штурмовик, т.е. самолет огневой поддержки непосредственно на поле боя. Он был неуязвим для пуль и даже выдерживал попадание зенитных снарядов небольшого калибра. Были случаи, когда Ил-2 возвращался на базу, имея более 500 пробоин! Поэтому немцы называли его "бетонный самолет". Именно такая машина нужна была фронту в первую очередь. Если к 22 июня 1941 г. "илов" в войсках насчитывалось немногим больше сотни, то к окончанию войны их произвели более 36 тыс. Так Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории"13.
Ярче раскрыть причины Победы Красной армии помогает § 30 с провокационным названием "Кто полководец N 1 в Великой Отечественной войне?" Как и следовало ожидать, такого полководца авторы не называют, приводя разнообразные достоинства четырех самых видных маршалов Победы - Жукова, Рокоссовского, Конева и Василевского - и приходя к логичному выводу: "Трудно, почти невозможно оценить, кто из них был более талантлив"14. Кратко упомянут в параграфе и Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин: "Его руководящую и организаторскую роль высоко ценили все военачальники"15.
А в дальнейшем изложении того же параграфа в полном соответствии с реальной правдой войны рассказывается о том, что Победу ковали не только маршалы и генералиссимус. Речь идет и о появившихся по ходу войны "полководческих" орденах, и о знаменитом солдатском ордене Славы:
"Уникальный случай произошел во время боев за освобождение Польши в январе 1945 г., когда ордена Славы были удостоены сразу все бойцы 1-го батальона 215-го стрелкового полка 77-й гвардейской дивизии. Получив задачу провести разведку боем, батальон не остановился, когда ворвался в передовые окопы противника. Бойцы пошли дальше и прорвали сразу три ряда траншей противника и до подхода подкреплений удерживали их. Затем батальон отбил несколько контратак, уничтожив около 400 вражеских солдат и офицеров. Военный совет 69-й армии принял решение присвоить батальону почетное наименование "Батальон Славы", наградив орденами всех участников боя, а его командир - гвардии майор Борис Емельянов был удостоен звания Героя Советского Союза"16.
Как и новые единые учебники по истории, учебное пособие по военной истории России будет регулярно совершенствоваться при дальнейших переизданиях.
- 1. Военная история России. 10-11 классы/ под ред. В.Р. Мединского. М., 2025. С. 230.
- 2. Военная история России. 6-7 классы/ под ред. В.Р. Мединского. М., 2025. С. 4.
- 3. Там же. С. 12.
- 4. Там же. С. 33.
- 5. Там же. С. 172.
- 6. Военная история России. 8-9 классы/ под ред. В.Р. Мединского. М., 2025. С. 29.
- 7. Там же. С. 63.
- 8. Там же. С. 126-127.
- 9. Военная история России. 10-11 классы. С. 221-233.
- 10. Там же. С. 19.
- 11. Там же. С. 81.
- 12. Там же. С. 92.
- 13. Там же. С. 106.
- 14. Там же. С. 156.
- 15. Там же.
- 16. Там же. С. 159-160.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем