издается с 1879Купить журнал

Резидент Мария

Москвичка Мария Полякова мечтала стать детским врачом. А стала военным разведчиком

Москвичка Мария Полякова мечтала стать детским врачом. Она хотела поступить в Московский медицинский институт и уже сдала документы в приёмную комиссию. Но в первых числах июня 1932 года её неожиданно вызвали в ЦК комсомола и предложили поступить на работу в военную разведку. Для принятия решения девушке дали двое суток и предупредили о том, что она ни с кем не имеет права советоваться.

Разведчица Мария Полякова в Центре числилась под псевдонимом "Гизеля".

архив журнала "Родина"

Разведчица Мария Полякова в Центре числилась под псевдонимом "Гизеля".

Неожиданное предложение о работе в разведке вызвало у Марии большой интерес. Она была польщена оказанным ей доверием. И, отбросив сомнения, решила изменить свою жизнь. У неё уже был опыт проживания с родителями в Праге, Берлине и Лондоне, где её мать работала сотрудником торговых представительств России.

Ровно в 22 часа Полякова прибыла к зданию 4-го управления Красной армии - так называлось тогда Разведуправление, - которое находилось на Гоголевском бульваре. Получив пропуск, она прошла по длинному коридору к указанной комнате. Её встретила симпатичная девушка в строгой военной форме по фамилии Звонарёва.

Вскоре Полякову пригласил начальник Разведывательного управления Ян Берзин:

- Кое-что я о вас уже знаю, но хотел бы узнать больше. Готовы ли вы вступить в Красную армию? Но нам нужен не сотрудник за письменным столом, а человек для выполнения специальных заданий. Не боитесь?

- Нет, - ответила Полякова.

Берзин внимательно посмотрел в её глаза и сказал:

- Вижу, что вы не из пугливых. Ну, рассказывайте о себе. Когда были в Германии? Где учились? Что видели? Говорите по-немецки, - неожиданно предложил он.

Беседа длилась около тридцати минут. Начальник Разведуправления внимательно слушал Полякову и остался доволен её рассказом. Через несколько дней Мария Полякова была принята в разведывательную школу, где стала готовиться к работе в Германии.

В первую специальную командировку её провожал муж - Иосиф Дицка. Он не возражал против работы жены в военной разведке. Однако его тревожило, что их четырёхлетняя дочь Златана должна будет какое-то время жить без матери. Эта же проблема очень беспокоила и Марию. Полякова взяла с собой маленькую фотографию дочери. С этой фотокарточкой она никогда не расставалась. А когда показывала её своим новым знакомым, то выдавала симпатичную девчушку за свою любимую племянницу.

В берлинскую резидентуру военной разведки Мария Полякова прибыла в качестве заместителя резидента. Обстановка в Германии в то время была сложной. К власти рвались нацисты. Их присутствие было заметно в Берлине.

В обязанности Поляковой также входили контакты с источниками информации, которые проживали в других городах Германии. Иногда она выезжала и в соседние страны.

В 1933 году Полякова поступила в Берлинский университет, подыскала приличную однокомнатную квартиру, получила в полиции разрешение на проживание в германской столице. Единственная дочь обеспеченной датчанки, за которую выдавала себя Полякова, вела очень размеренный образ жизни: посещала театры, музеи, работала в библиотеках, выезжала, как она говорила своим друзьям, к матери в Данию. А на самом деле в это время она занималась разведкой… и успешно!

Первая специальная командировка Поляковой завершилась летом 1934 года. Прибыв в Москву, она опять хотела поступить в медицинский институт, но у Яна Берзина были другие планы…

Вместо учёбы в мединституте Мария прошла дополнительную подготовку в разведшколе. После окончания обучения старший лейтенант Полякова в 1936 году отправилась во вторую спецкомандировку. В её личном деле того времени сохранилась уникальная запись:

"...Особо одарённый, ценный и серьёзный разведчик, обладающий необходимой подготовкой и всеми данными для зарубежной работы.

При наличии умного руководства и правильного воспитания может вырасти в крупного агентурного работника..."

По указанию начальника военной разведки Полякова отправилась в Швейцарию для выполнения специального задания.

В Женеве она поселилась в одном из тихих районов города, на берегу красивого озера, в пансионате, около конечной остановки городского трамвая. Пансионат принадлежал французу Полю Бертье, который работал в этом же заведении поваром, а его жена - администратором. Мария быстро подружилась с семейной парой и их десятилетним сыном Жаном. Она часто баловала мальчишку, дарила ему игрушки.

Никто не знал, что под именем Маргарет Ли проживает сотрудник военной разведки Мария Полякова. В Центре она числилась под псевдонимом "Гизеля".

Поскольку Жан любил кататься на горных лыжах, то, с благословения родителей, Маргарет Ли по воскресеньям выезжала вместе с мальчиком на лыжные базы во Францию. Там разведчица определяла Жана на детскую площадку, а сама встречалась с представителями Центра, агентами и передавала в Москву добытую информацию.

Резидентура, руководителем которой стала Мария Полякова, занималась военно-технической разведкой. В её задачи входило добывание документальных материалов о новых образцах оружия, боевой техники и боеприпасов, которые производились в Швейцарии. В середине 1930-х годов добывание таких сведений было одним из важных направлений деятельности советской военной разведки.

Полякова привлекла к сотрудничеству несколько помощников. Наибольший интерес представляли агенты "Макс" и "Пауль", проживавшие в Базеле, "Клемент" и "Фалькон", работавшие в Цюрихе. Вскоре Центр предложил ей восстановить контакт с агентом "027", который был германским офицером и раньше передавал ценные сведения о немецкой армии. Центр предупредил Полякову, что немец награждён Железным крестом, информацию передаёт только за деньги и трудно предположить, как он поведёт себя с новым руководителем-женщиной.

В ходе их первой встречи "Гизеля" поняла, что работать с агентом "027" будет трудно. Позже в их деловых отношениях были и критические ситуации. Но особый талант руководителя, который был отмечен в её служебной характеристике, помог Поляковой правильно построить отношения с агентом. 19 декабря 1936 года "Гизеля" получила из Москвы указание по работе, в котором, в частности, говорилось:

"...Материалы "027-го" важны. Особую ценность представляет доклад о состоянии боеспособности германской армии. Это и есть результат вашего правильного руководства его работой.

Отблагодарите "027". Желательно было бы получить от него такой же доклад о материально-техническом обеспечении армейских частей, тактико-технических данных основных видов бронетанковой техники, а также о ежемесячной производительности германских заводов, выпускающих такую технику..."

Старший лейтенант Мария Полякова умело руководила и германским офицером, и агентами, которые были швейцарскими инженерами.

Однажды "Гизеля" познакомилась с молодой женщиной, которую звали Рашель Дюбендорфер. Она была сотрудником Международного бюро труда Лиги Наций. Полякова изучила свою новую знакомую и предложила Центру привлечь её к работе на военную разведку. В характеристике, которую она отправила в Москву, в частности, говорилось:

"Эта женщина политически грамотна. Не болтлива. Дисциплинированна. Легко находит общий язык с различными слоями населения. Вызывает доверие своей солидностью и поведением. Несомненно, будет полезна для нашего дела".

Центр согласился с предложением своего резидента. Рашель Дюбендорфер была привлечена к работе на военную разведку, и ей был присвоен оперативный псевдоним "Сиси". В годы Великой Отечественной войны эта "Сиси" будет добывать ценнейшие секретные сведения из важнейших штабов командования германских вооружённых сил.

В 1937 году Полякова завербовала шлифовальщика инструментального цеха завода фирмы "Эрликон", которому присвоила псевдоним "Брудер". Вот какую характеристику она дала этому источнику: "Брудер" симпатизирует нам, работать согласился охотно. Несомненно, честный пролетарий, не болтун и вполне способен к разведывательной работе".

"Брудер" регулярно передавал сведения об артиллерийских системах и снарядах к ним, которые производились на заводе.

От него и его друзей "Гизеля" узнала о поставках зенитной пушки фирмы "Эрликон" в Германию. Немцы закупали эту систему для последующей отправки в Испанию сторонникам Франко. По указанию Центра Полякова добилась получения полного комплекта документации этой пушки.

По рекомендации Поляковой "Сиси" окончила курсы водителей, получила права, и в нужное время разведчицы брали на прокат легковые автомобили и совершали поездки во Францию, где Полякова встречалась с курьерами Центра.

Но с чертежами эрликоновской пушки возникли большие трудности. Дело в том, что чертежей оказалось много - два чемодана средних размеров. Полякова получила их от источника во время очередной встречи вечером на горном перевале. Кроме этих чемоданов агент передал ещё и два боевых снаряда. Когда он ушёл, разведчицы погрузили чемоданы в багажник, а снаряды, обмотав ветошью, спрятали в сумки. Но ехать ночью по горной дороге они не решились, опасаясь, что в случае какого-нибудь толчка снаряды взорвутся. Женщины решили дождаться утра, после чего они двинулись в Базель, где и спрятали опасный груз на конспиративной квартире у "Анны" - ещё одного агента резидентуры "Гизели".

Но сделано было только полдела. Для того чтобы доставить документы и образцы снарядов в Париж, нужно было преодолеть контрольно-пропускные пункты на франко-швейцарской границе. А для этого необходимо было каким-то образом избежать досмотра вещей на границе. Такой привилегией пользовались только дипломаты. У "Гизели" и "Сиси", естественно, дипломатических паспортов не было. Но они были у знакомых "Сиси" - сотрудников Международного бюро труда Лиги Наций. Поэтому разведчицы решили воспользоваться возможностями двух сотрудников этой организации. Это были мужчины среднего возраста, симпатизировавшие республиканской Испании. Один был австриец, второй - новозеландец. Вначале "Сиси" попросила австрийца помочь перебросить через границу некий груз, который якобы был адресован испанским антифашистам.

В назначенный день "Гизеля", одетая в дорогое платье, с великолепной шляпкой на голове и дамской сумочкой в руках отправилась с австрийцем во Францию. В багажнике машины этого добровольного помощника лежали два чемодана с секретными документами, а в личной сумке "Гизели" находились ... снаряды, прикрытые коробочками с пудрой, флакончиками с духами, платочками, пачкой сигарет и другой мелочью, без которой не может обойтись ни одна молодая женщина...

На контрольно-пропускном пункте пограничник проверил документы у спутника «Гизели». Потом подошёл к ней и спросил, что она везёт в своей сумке. Полякова, мило улыбаясь, открыла свою сумку и начала ворошить в ней коробочки с пудрой и другую мелочь. Пограничник не стал ничего проверять и, махнув рукой, разрешил проехать через контрольно-пропускной пункт. Вся эта проверка заняла несколько секунд, но она потребовала от разведчицы максимального напряжения. Она смогла остаться внешне спокойной в столь сложной и непредсказуемой ситуации...

В Париже чемоданы с чертежами и два снаряда Полякова поместила в одну из ячеек камеры хранения на железнодорожном вокзале. Но на этом её часть операции по переброске документов в Центр ещё не была завершена. Она вздохнула с облегчением только после того, как передала квитанцию от ячейки камеры хранения другому разведчику, работавшему в Париже.

Старший лейтенант Мария Полякова провела несколько таких опасных операций, за что и была награждена орденом Красной Звезды.

В конце 1937 году Полякова была отозвана из командировки.

По указанию Центра, она передала руководство резидентурой своей помощнице Рашель Дюбендорфер.

В Москве Мария Полякова проживала в доме, который расположен на одной из тихих улочек Старого Арбата. Дом, в котором жила семья Поляковой, известен тем, что в нём жил Владимир Маяковский и другие известные советские писатели, дипломаты и актёры.

В Разведывательном управлении Полякову назначили сотрудником в европейский отдел. Она руководила работой разведчиков, действовавших в Германии, Швейцарии и Франции, читала лекции по специальной подготовке в разведшколе управления.

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время Мария Полякова работала в Главном разведывательном управлении.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться