Сопротивление народов Западной Европы гитлеровским оккупантам составляет отдельную главу истории Второй мировой войны. Отдельная страница этой истории - участие в Сопротивлении русских эмигрантов и советских военнопленных. Заметную роль в освобождении Франции от гитлеровцев сыграли советские партизанские полки.

E´tablissement de Communication et de Production Audiovisuelle de la DE´fense. Д. TERRE 10023-R3.
На митинге, посвященном франко-советской дружбе. Франция. Дижон. 7 ноября 1944 г.
Франция в войне
Франция вступила во Вторую мировую войну 3 сентября 1939 г., объявив войну Германии, которая, в свою очередь, перешла в наступление во Франции 10 мая 1940 г. 4 июня завершилась эвакуация британских войск из Франции, оставшейся один на один против вермахта. 10 июня 1940 г. на Францию напала Италия. Уже 22 июня Франция подписала в Компьене перемирие с Германией, а 24 июня в Оглиате - с Италией, и вышла из войны. Территория страны оказалась разделена на несколько зон: свободную и оккупированную, которая, в свою очередь, делилась на оккупированную Германией, Италией и "Красную зону", в которую был запрещен возврат беженцев и, по сути, также аннексированную1.
Пленные и перебежчики
Во французском Сопротивлении участвовали как бежавшие из мест содержания советские военнопленные, так и перебежчики из вермахта. Не вся, но большая часть советских участников партизанской борьбы во Франции, так же, как и в Италии, - это перешедшие к партизанам остлегионеры, власовцы, казаки и т.п.
Советские пленные во Франции стали появляться уже в конце 1941 г. Прежде всего, на шахтах и металлургических заводах аннексированных регионов Эльзаса и Лотарингии и Фландрии, где ощущалась острая нехватка рабочих рук. Затем сеть лагерей росла, значительное количество советских пленных участвовали в строительстве укреплений "Атлантического вала" по всему побережью Франции.
Вслед за пленными стало прибывать и гражданское население. В основном это были угнанные с территории оккупированной Украины для работы в сельском хозяйстве рейха и оккупированных им территорий2. Вместе с ростом лагерей участились и побеги. Бежали как из мест содержания во Франции, так и с других подконтрольных рейху территорий. Те, кому удавалось вступить в контакт с подпольщиками, переправлялись в свободную зону Франции, где режим был более мягок, чем на оккупированных рейхом и его союзниками территориях.
Подпольные комитеты
Среди пленных начали создаваться подпольные комитеты, которые пытались организовывать диверсии и саботаж на предприятиях и побеги.

В 1942 г. на шахтах департамента Па-де-Кале был создан подпольный комитет "Группа советских патриотов", которому с помощью местного населения с высокой долей польских трудовых мигрантов, прибывших во Францию еще до войны, удалось вступить в контакт с руководством коммунистических структур Сопротивления. Кстати, знаменитая певица Эдита Пьеха родилась в 1937 году в семье польского шахтера в пригороде города Ленс.
Среди шахтеров были распространены просоветские симпатии, и многие из них состояли в коммунистической партии Франции. Это позволяло советским пленным легче преодолевать языковой барьер и быстро налаживать связи с французским подпольем.
В 1943 г. был создан Центральный комитет советских военнопленных во Франции. В него входило 10 человек из числа пленных и подпольщиков, и бывших белоэмигрантов - бойцов Интербригад. Координатором комитета со стороны компартии Франции выступал русский эмигрант Борис Матлин3, известный под псевдонимом "полковник Гастон Лярош". Уроженец Херсонской губернии, он оказался во Франции с родителями в 1904 г. C 15 лет трудился рабочим в типографии, участвовал в профсоюзном движении, вступил в компартию Франции. Русский он не забыл, поэтому координатор из него вышел отличный.
К 1944 г. ЦК советских пленных осуществлял связь с 35 партизанскими отрядами численностью в 1500 человек. Среди них был и женский партизанский отряд "Родина", созданный дочерью эмигрантов из Молдавии Эдит Хайтиной, известной как Катрин Варлен. Она была командиром одной из партизанских групп в Гренобле, откуда как русскоязычная была направлена в Лотарингию для организации побега советских военнопленных женщин из лагеря Тиль. В этом лагере содержались подпольщицы, арестованные гестапо на территории СССР4.

Известен и наиболее крупный в "Красной зоне" батальон имени Сталина под командованием Василия Порика, лейтенанта Красной армии. Впоследствии он был единственным из бойцов Сопротивления удостоившимся (посмертно) звания Героя Советского Союза за подвиги на территории Франции. Батальон Порика был создан в результате массового успешного побега советских пленных. В отчете батальона говорится о достигнутых результатах: уничтожено 400 солдат противника, взято в плен 229. Пущено под откос 19 поездов, взорвано 2 моста.
Для сравнения можно привести отчет ЦК советских пленных о действиях партизан на севере, востоке и в центральных департаментах Франции: уничтожено 3500 солдат противника и взято в плен 604, пущено под откос 65 поездов, повреждено 76 паровозов, взорвано 3 моста5.
Советские партизанские полки
В 1943 г. во Францию стали прибывать власовцы: казачьи формирования, украинские полицаи и разнообразные легионы (Армянский, Волго-татарский, Туркестанский, Северокавказский). Их появление связано с активизацией действий французских партизан, нехваткой немецких войск, а также невысокой боеспособностью данных структур на Восточном фронте.
Состав легионов был разношерстным: одни легионеры сразу стали искать возможности для побега, другие склонялись к этому постепенно, были и те, кто сражался за вермахт до конца. С появлением этих частей во Франции Сопротивление при помощи русских эмигрантов начало вести активную работу по разложению этих частей и призывам перейти к партизанам. После высадки союзников в Нормандии и в Провансе эта агитация усилилась.

По просьбе союзников Верховный Совет СССР объявил об амнистии тем, кто перейдет в европейские партизанские отряды. В результате переходы стали массовыми. На юге Франции Гастону Лярошу удавалось убедить многих отказаться от службы у немцев. Но были случаи, когда часть подразделения уходила к партизанам и воевала с теми, кто предпочитал остаться в вермахте. А попытка перехода к партизанам азербайджанского легиона закончилась провалом и расстрелом его организаторов6.
Наиболее успешным формированием такого плана стал 1-й советский партизанский полк, основу которого составили армянские эмигранты во Франции. Им еще до начала высадки союзников удалось переагитировать армянский легион вермахта. Полк участвовал в освобождении двух французских департаментов, в том числе таких городов, как Альби, Бордо и Тулуза7.
В районе Лиона был создан 2-й советский партизанский полк, а из советских партизан в районе города Дижон - 3-й советский партизанский полк. Позднее, когда большая часть Франции уже была освобождена от гитлеровцев, появились и другие полки.
Гастон Лярош обратился к советскому послу, в то время уже переехавшему в Париж из Алжира, с намерением создать отдельную советскую партизанскую дивизию. Предложение, однако, не нашло поддержки у советской стороны.
Наши освобождали даже Париж
Любопытны воспоминания одного из деятелей Русского Общевоинского союза (РОВС), полковника Николая Булюбаша, участника Гражданской войны на Юге России, который во время Второй мировой войны был ответственным по работе с русскими эмигрантами в подпольной сети ORA8. Николай Булюбаш был свидетелем вступления 2-го советского партизанского полка в Лион:

"Сегодня утром германская армия отошла от Лиона и город - свободен... Ликованию обывателей нет пределов... Я вышел на улицу, и в город вступали повстанческие части, а во главе - американские и английские части, а сзади - роты Красной армии... Переживаем общий праздник...
- Да гляди - вона - русскай, ей-ей! - слышу родную речь. Ко мне подбегают красноармейцы, хватают меня радостно за руки и кричат:
- Вы же русский, правда?! Беги, доложь старшине и ротному...
- Да, я русский! Но я - эмигрант! Будь осторожен...
Солдат обнимает меня и со словами: "Нетути ни эмигрантов, ни белых - мы все русские! Вона - нами командуют царские генералы да полковники" - тащит меня к себе в роту... Я сопротивляюсь... В это время ко мне подошел капитан Глоба и представился по-нашему... Мы сердечно пожали друг другу руки...
- Вы давно в Красной армии? - спросил я капитана, на что последний мне ответил:
- С начала войны... Я ведь поручик царской армии, был все время бухгалтером в колхозе, но война, дознались, что я офицер - и взяли. Да я бы и сам пошел защищать Россию...
Радостно я переживал эту встречу с родными мне солдатами и офицером Русской армии, хотя и в форме Красной армии. Россия - осталась Р-о-с-с-и-е-й!"9
Известно участие партизанских формирований из советских солдат в освобождении городов Клермон-Ферран и Бовэ10, а также Парижа.

Когда к началу 1945 г. Франция в целом была освобождена (отдельные прибрежные крепости оборонялись до мая 1945 г.), из крупных соединений советских партизан были сформированы части, которые занимались репатриацией советских граждан.
Затем советские воинские части на территории Франции были сведены в гарнизоны, военнослужащие одеты в советскую форму, чаще всего самодельную, и подчинены специальной инструкции, определявшей функционирование иностранных воинских частей. В документе оговаривались также вопросы снабжения и ношения оружия.
Позднее эти части были выведены из Франции. Так, 1-й советский партизанский полк был выведен в августе 1945 г. в Германию, где влит в состав 47-й армии 1-го Белорусского фронта.
Сколько их было?
Точно оценить численность советских участников французского Сопротивления сложно. Известно, что Временное правительство Франции во главе с генералом Ш. де Голлем после окончания войны выплатило премии в размере 1000 франков за участие в Сопротивлении советским пленным, которые бежали из плена и приняли участие в боях за освобождение Франции. Всего только в угледобывающем районе Бетюн-Ленс было выплачено около 4 миллионов франков, т.е. их получили 4000 участников Сопротивления11.
Но, по данным ассоциации "Комбатан-Волонтер", созданной в России в 1990-е гг. советскими ветеранами Сопротивления Олегом Озеровым и Юрием Виногиным, во французском Сопротивлении и боях на территории Франции принимали участие 35 тысяч советских граждан.
Память
Во Франции установлено несколько десятков памятников советским партизанам. Первым был установлен памятник Герою Советского Союза Василию Порику в 1968 г., а последний на сегодня - посольством РФ и ассоциацией "Meemoire Russe - Русская Память во Франции" в городе Обурден в 2021 г.

К 80-летию Победы в городе Нуврон-Вангре нашей ассоциацией Meemoire Russe обустроена могила участника Сопротивления подполковника Красной армии Степана Сапожникова. Начальник штаба 69-го артиллерийского полка Чапаевской дивизии, он попал в плен после разгрома дивизии в Крыму в 1942 г. После побега, организованного французскими подпольщиками, укрывался в деревне Нуврон-Вангре, где занимался подготовкой французских партизан. Погиб в августе 1944 г. во время нападения на немецкую колонну, перевозившую оружие. Сапожников был самым старшим офицером Красной армии среди участников Сопротивления во Франции.
- 1. Fossier J.-M. Zone interdite. Lens, 1994.
- 2. Archives departementales du Pas-de-Calais. Ф. 1 Z, 5 J, 31 W.
- Pas-de-Calais. Ф. 1 Z, 5 J, 31 W.
- 3. Service Historique de la Defense. Ф. 16Р. Д. 403976.
- 4. Service Historique de la Defense. Ф. 16Р. Д. 283616.
- 5. РГАСПИ. Ф. 553. Оп. 1.
- 6. Fournier R. Terre de combat. Maury, 1973.
- 7. Service Historique de la Defense. Ф. 19Р. Д. 293.
- 8. Organisation de resistance de l"Armee - Организация Сопротивления в армии, изначально созданная из офицеров Генерального штаба генералом Обером Фрер, генерал-губернатором Лиона, с которым полковник Булюбаш при попытке воссоздать в Лионе в 1940 г. РОВС и сошелся на основе антибольшевизма. Сеть была разоблачена, генерал Фрер погиб в концлагере, остатки сети примкнули к коммунистам.
- 9. Частный архив. Воспоминания готовятся к публикации.
- 10. Service Historique de la Defense. Ф. 19Р. Д. 293.
- 11. Archives nationales du monde du travail. Д. 1994 048 011.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем