Актриса театра и кино, Народная артистка СССР Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в деревне Новое Село Вяземского уезда Смоленской губернии (сегодня - Вяземский район Смоленской области) в большой семье зажиточных крестьян. Через некоторое время после ее рождения вся семья переехала в Москву, чтобы избежать раскулачивания. В столице родители Людмилы Ивановны начали работать на заводе. А будущая актриса пошла в школу.
В 5-м классе Касаткину отобрали для занятий в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Она поступила на хореографическое отделение, но была вынуждена, по состоянию здоровья, в 14 лет прекратить занятия балетом. Тогда Людмила Ивановна сменила балетное искусство на артистическое и начала посещать Студию художественного слова при Дворце пионеров.
Летом 1941-го Касаткина проводила каникулы у дедушки с бабушкой в родном Новом Селе. После начала Великой Отечественной войны, чтобы не попасть в оккупацию, Людмила Ивановна отправилась пешком в Можайск (по современным дорогам - более 120 километров), где встретилась с матерью на вокзале. Они вместе вернулись в Москву.
После окончания школы Касаткина подала документы в ГИТИС имени А. В. Луначарского, чтобы обучаться актерскому ремеслу у режиссеров Иосифа Раевского и Григория Конского. Сначала она сомневалась, что ее возьмут, особенно смущал начинающую артистку ее маленький рост. Но на вступительных экзаменах она так прочитала "Итальянскую сказку" Максима Горького, что у членов приемной комиссии сомнений не осталось - Касаткина должна была учиться в ГИТИСе.
Сразу после окончания института, в 1947 году, Людмила Ивановна была принята в труппу Центрального театра Советской армии (сегодня - Центральный академический театр Российской армии), где и проработала всю жизнь. В этом театре Касаткина сыграла более 60 ролей. Самые известные среди них: Катарина в пьесе Уильяма Шекспира "Укрощения строптивой", Леди Торренс в драме Теннесси Уильямса "Орфей спускается в ад" и Миссис Этель Сэвидж в комедии Джона Патрика "Странная миссис Сэвидж".
Известной киноактрисой Касаткина стала после того, как сыграла главную роль в картине "Укротительница тигров" режиссеров Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского. В большинстве сцен с тиграми ее дублером выступала цирковая артистка Маргарита Назарова. Но в нескольких эпизодах с животными Касаткиной пришлось сниматься самой, под руководством дрессировщика Бориса Эдера.
Людмила Ивановна вспоминала: "Мы отработали 8 месяцев, как режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. Чтобы спасти фильм, мне надо войти в клетку. И не нужно бояться - все меры предосторожности будут предприняты…". Фильм "Укротительница тигров" стал одним из самых популярных в 1955 году. Его посмотрели больше 35 миллионов зрителей. После такого успешного дебюта Надежда Кошеверова пригласила Касаткину сняться еще в одном своем фильме - комедии "Медовый месяц", где актриса должна была сыграть выпускницу медицинского института Людмилу Одинцову.
С конца 1950-х Людмила Касаткина начала активно сниматься в фильмах своего мужа - режиссера Сергея Колосова, с которым актриса познакомилась в ГИТИСе. Колосов ухаживал за Касаткиной четыре года, только после этого пара поженилась. Людмила Ивановна признавалась: "Я была хорошенькой. У меня было много поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала, как оглашенная. Такая недотрога была… Четыре года мы дружили до женитьбы. Я сказала ему: "Я должна проверить, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему". И за четыре года он откинул от меня всех моих поклонников". Касаткина и Колосов прожили вместе более шестидесяти лет. Она стала для режиссера не только верной спутницей жизни, но и, как писал журнал "Телевидение и радиовещание", "опорой в самых рискованных художественных экспериментах".
В 1960 году актриса сыграла главную роль в его экранизации пьесы Уильяма Шекспира "Укрощение строптивой". За эту роль Касаткина получила премию "Золотая нимфа" на Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло.
Через несколько лет Касаткина вновь снималась у Сергея Колосова. На этот раз в роли советской разведчицы и подпольщицы Анны Морозовой в телевизионном четырехсерийном фильме "Вызываем огонь на себя" по одноименной повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского. После показа фильма реально существовавшей партизанке Анне Морозовой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1974 году Людмила Касаткина сыграла главную роль в совместном советско-польском фильме "Помни имя свое". В основе картины - история узницы концентрационного лагеря Освенцим , которая разыскивала своего сына. Чтобы вжиться в роль, Касаткина читала мемуары заключенных, посетила концентрационный лагерь и похудела на 12 килограммов. Кинокартина прославила Людмилу Ивановну и в СССР, и в Польше. В 1975 году она была удостоена звания Народной артистки СССР и Заслуженного деятеля культуры Польши. А также признана лучшей советской актрисой 1975 года, по версии читателей журнала "Советский экран".
Помимо кино и театра, Людмила Ивановна занималась озвучиванием мультипликационных фильмов. Ее голосом говорит пантера Багира в сериале "Маугли", падчерица из "Двенадцати месяцев", служанка из "Последней невесты Змея Горыныча".
В 1979 году вместе с Сергеем Колосовым Касаткина создала творческую мастерскую на актерском факультете ГИТИСа. Мастерская просуществовала 12 лет. За это время супруги выпустили на профессиональную сцену множество талантливых актеров, среди которых актрисы театра и кино Евгения Добровольская и Алиса Богарт.
В 1980-х Людмила Касаткина сыграла мадам Марселину Арно в телевизионном фильме-оперетте "Под крышами Монмартра", Анну Фирлинг - "мамашу Кураж" - в двухсерийной телевизионной драме Сергея Колосова "Дороги Анны Фирлинг" по мотивам пьесы Бертольта Брехта "Мамаша Кураж и ее дети", а также мадам Каролину в музыкальной комедии "Принцесса цирка".
Параллельно Людмила Ивановна продолжала играть в театре. Но режиссер Алексей Попов, с которым их связывало многолетнее сотрудничество, ушел в МХАТ. Касаткина стала получать меньше ролей. Ей как актрисе, привыкшей постоянно играть на сцене, принять новое положение дел было сложно, и она сосредоточилась на работе в кино. Снималась в телесериалах, в фильме Карена Шахназарова "Яды, или Всемирная история отравлений". Артистка выступала на творческих вечерах и ездила с гастролями по России. В начале 2000-х Касаткина вместе с супругом преподавала в Смоленском государственном институте искусств. В 2005 году были изданы их совместные мемуары под названием "Судьба на двоих. Воспоминания в диалогах".
Людмилы Ивановны Касаткиной не стало 22 февраля 2012 года, она ушла всего через 11 дней после Сергея Колосова. Супруги похоронены вместе на Новодевичьем кладбище в Москве.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем