В годы Великой Отечественной войны Московский метрополитен стал жизненно важным объектом, который не переставал работать, ежедневно перевозил пассажиров, обеспечивал их безопасность и оказывал помощь и поддержку в сложных ситуациях. Об этом рассказало Федеральное архивное агентство, опубликовавшее ряд уникальных документов той эпохи.
"В годы войны для миллионов москвичей именно метро стало местом спасения во время вражеских авианалетов. Возможности его использования как укрытий рассматривались еще на начальных стадиях строительства первых очередей метрополитена", - поясняет Дмитрий Гаврилин из Российского государственного архива экономики (РГАЭ).
Кстати, в фондах РГАЭ хранятся чертежи станций и линий второй очереди, направленные в Наркомат тяжелой промышленности СССР в 1935 году.
"Они свидетельствуют о том, что уже тогда была заложена идея создания в метро бомбо- и газоубежища для жителей столицы, - продолжает Гаврилин. - При строительстве радиусов по проекту третьей очереди также предполагались бомбоубежища. По расчетам проектировщиков, новые тоннели способны были вместить до 200 тысяч человек".
По подсчетам исследователей, только в 1941 году от бомбежек в московском метро укрылось в общей сложности около 13,9 миллиона человек. При этом метрополитен продолжал работать. Поезда останавливались лишь в случае объявления воздушной тревоги.
Впрочем, наладить такую работу удалось не сразу, к сожалению, не обошлось без жертв. В опубликованных документах приводится ряд подобных примеров. Один из них повествует о том, что в ночь с 22 на 23 июля 1941 года до 150 немецких бомбардировщиков пытались прорваться сквозь оборону Московской ПВО.
"… в 22:20, в районе Арбатской площади, были сброшены одна фугасная и несколько зажигательных бомб. Находившееся на поверхности население большим потоком устремилось в вестибюль станции Арбатская, из-за чего произошла давка на входе. По подсчетам служб, в ходе данной атаки погибло 44 человека, тяжело ранено 26 и ранено 17", - говорится, например, в докладной записке начальника метрополитена Ивана Новикова наркому путей сообщения СССР Лазарю Кагановичу, датированной 23 июля 1941 года.
Новиков также сообщал о том, что другая бомба около двух часов ночи пробила перекрытие в перегонном тоннеле между станциями Смоленская - Арбатская, тогда погибли 13 человек и семеро получили ранения.
Письмо Кагановичу отправил также депутат Верховного Совета СССР, академик Владимир Образцов, который 22-23 июля сам вместе с родственниками находился в убежище на станции метро Комсомольская. Академик перечислил недостатки и требовал немедленно их исправить.
Он писал о том, что в метро спускались в поисках защиты десятки тысяч людей, многие из них с детьми, но на всех не хватало запасов питьевой воды, а медпункт был слишком мал, и не мог помочь всем нуждающимся.
"Практически сразу были приняты меры по ликвидации указанных недостатков, - отмечает Дмитрий Гаврилин. - В исследованиях и статьях указывается, что на станциях метро было установлено около четырех тысяч детских кроваток, и столько же лежанок для взрослых, питьевые фонтанчики и водопроводные краны, созданы медицинские пункты и оборудованы туалетные комнаты".
По его словам, оснащение бомбоубежищ всем необходимым было завершено к осени 1941 года. А утром 16 октября 1941 года впервые за всю свою историю метрополитен был закрыт для пассажиров, но уже на следующий день планировавшиеся эвакуация оборудования и уничтожение тоннелей были отменены, и метрополитен заработал в штатном режиме.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем