Ученые Института археологии РАН Александр Авдеев и Ася Энговатова опубликовали исследование, в котором описали важный материал для понимания событий внутриполитической истории России последнего десятилетия правления Ивана Грозного. Они изучили историю белокаменной надгробной плиты с эпитафией казненному царем боярину Ивану Бутурлину. Этот памятник был найден в 2007 году во время археологических наблюдений в Троице-Сергиевой лавре к востоку от южного крыльца Успенского собора.

commons.wikimedia.org
"Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)". Картина Аполлинария Васнецова, 1912 год.
Боярина казнили по делу об "измене" архиепископа Новгородского Леонида 22 октября 1575 года.
"В свое время академик С. Б. Веселовский сделал вывод о том, будто одной из сторон многочисленных казней Ивана Грозного было то, что царь "в согласии со своими собственными представлениями и с представлениями современников о смерти и загробной жизни, прибегал сознательно и преднамеренно к крайним средствам - лишению казненных подобающих христианину погребения и посмертного поминовения", - указано в исследовании.
Ученые решили проверить эту гипотезу. И своим исследованием опровергли ее.
Могила Ивана Бутурлина в настоящий момент является единственным исследованным археологически погребением жертвы террора Ивана Грозного. На белокаменной надгробной плите была выбита эпитафия боярину: "Лета 7084 [1575]го месяца октября в 22 день на память святых седми отрок, иже во Ефесе, преставися раб Божий Иван Ондреевичь [инок Иона] Бутурлин".

Надпись была изготовлена в середине 1580-х годов, после смерти Ивана Грозного. Под плитой находилось непотревоженное захоронение взрослого мужчины, у которого был разрублен пятый шейный позвонок.
Как уточняется в статье, в летописях указано, что казнь была массовой, она произошла на площади перед Успенским собором Московского Кремля. Многие из лиц, которе проходили по "делу архиепископа Леонида", позднее были внесены отдельным списком в Синодик опальных. Имя Бутурлина в нем стоит вторым (первый - князь Петр Куракин). В Синодике опальных также указано, что боярин был казнен "с сыном и з дочерью" - это факт, неизвестный летописцам.
Боярин был арестован одним из первых - не позднее августа 1575 года. Как свидетельствуют его останки, он подвергся пыткам: все зубы на нижней челюсти и передние на верхней погребенного были выбиты примерно за три месяца до смерти.

"В Московской Руси важнейшими считались виды смерти, допускающие погребение на церковном или монастырском некрополе и регулярное церковное поминовение, способное облегчить судьбу души в загробном мире. Несмотря на то, что, согласно этим представлениям, казнь Бутурлина считалась "нужной" (в данном случае насильственной) смертью, в эпитафии она определена как смерть "во всяком христианском благочестии", о чем свидетельствует формула благой кончины - "преставися раб Божий". Эта же формула находится и в эпитафиях другим жертвам террора Ивана Грозного", - отмечают ученые.
Благая кончина не препятствовала погребению на кладбище, и останки боярина, так же как и его казненного брата Дмитрия, проходившего по тому же "делу", нашли последний покой в некрополе Троице-Сергиева монастыря - одной из самых почитаемых обителей Руси. Здесь же были погребены и другие жертвы казней: келарь Адриан Ангелов и инок Дорофей Курцов, ставшие жертвами опричных репрессий. Посмертное церковное поминовение Бутурлина так же имело место быть - его имя было внесено в кормовую книгу Псково-Печерского монастыря.
В 1575 году архиепископ Новгородский Леонид был обвинен в государственной измене вместе с некоторыми знатными людьми той поры. Их оговорил под пыткой царский лекарь Элизеус Бомелиус. Существует несколько версий о гибели Леонида: осужден к смертной казни, но был помилован Грозным и отправлен на вечное заточение; Леонид, обшитый медвежьей кожею, был затравлен псами. В ходе расследования было казнено четыре десятка людей, включая видных государственных деятелей и членов Боярской думы.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем