В Тамбове завершился XIII Международный фестиваль духовых оркестров имени Василия Агапкина и Ильи Шатрова. Оба были военными дирижерами, композиторами, в разное время жили в Тамбове и оставили после себя замечательную музыку. Самое известное произведение Агапкина - марш "Прощание славянки", Шатрова - вальс "На сопках Манчжурии".
В честь прославленных коллег лучшие музыканты России и Беларуси два дня дарили свое искусство жителям региона - их концерты прошли не только в областном центре, но и в малых городах и поселках. Завершился фестиваль большим гала-концертом - на нем, как и на выступлениях оркестра Агапкина 100 лет назад, яблоку негде было упасть.
Сын полка
Василий Агапкин родился в рязанской деревне Шанчерово в очень бедной семье. Через год после рождения сына его мать умерла. Отец снова женился и переехал в Астрахань. Когда мальчику исполнилось восемь, умер и отец - надорвался на тяжелой работе. Чтобы выжить, вдова с детьми просили милостыню.
Однажды на улице Василий встретил военный духовой оркестр и долго шагал за ним в такт, напевая мелодию и любуясь ладными мундирами музыкантов.
"Если мамка попросит нашего капельмейстера - глядишь, и тебя возьмут", - посоветовал юный оркестрант уличному попрошайке.
Так и сделали. Мачеха Анна Матвеевна упросила начальника оркестра принять Василия. Тот согласился неохотно - уж больно худым и слабым выглядел новый музыкант. Но у Агапкина оказался абсолютный слух и незаурядные способности. К 14 годам он стал лучшим солистом-корнетистом оркестра. Большую часть жалования солист отдавал матери.
Действительную Василий служил военным музыкантом под Тифлисом. Получил хорошую практику и цель в жизни: совершенствоваться в музыке, стать дирижером. Для этого надо было учиться. На столичные консерватории солист-корнетист рассчитывать не мог. Так он оказался в Тамбове.
Путь музыканта
После щедрой красоты Кавказа скромное обаяние среднерусской провинции не впечатлило. Да и встретил Тамбов музыканта лютым холодом. А исполнительское мастерство двух цивильных оркестров: в вольнопожарной дружине и мужской гимназии, - оставляло желать лучшего.
Василия Агапкин вздохнул и пошел записываться в военный оркестр. Встретили его прохладно - пока новичок не взял в руки трубу. "Вот это силища, вот это талантище! - восхитился капельмейстер Нилов. - Беру!" Агапкина зачислили штаб-трубачом кавалерийского полка.
Военный оркестр играл в городском саду. Как-то после концерта к Василию подошла стройная девушка с пышными русыми волосами - модистка из уезда, - и попросила переписать ноты прозвучавшего вальса. Конечно, молодой Агапкин был неотразим: в красивой форме, лихо сдвинутой набок фуражке и с подкрученными усиками. А главное - способный своей музыкой тревожить девичьи сердца.
Девушка стала женой Ольгой. Предлог для знакомства был придуман, но семья получилась крепкая: у Агапкиных родились сын и две дочери. Василий Иванович шутливо называл жену "прагматичная Ольга".
Впрочем, он и сам действовал практически. Поступил в музыкальное училище - оно в Тамбове было великолепное, инспектировал его Рахманинов. Образование у трубача было лишь начальное, но подруга жены подтянула его к вступительным экзаменам. Училище он окончил с блеском, в 1918 году поступил добровольцем в Красную Армию и тут же организовал военный оркестр в 1-м красном гусарском полку.
Потом создал оркестр при тамбовском управлении ГПУ. Коллектив быстро стал лучшим в городе. На концертах Агапкина в городском саду было не протолкнуться. Гром тамбовских духовые дошел до Москвы и коллектив перевели в центральный аппарат ЧК. 5 августа 1922 года оркестр Агапкина дал в Тамбове прощальный концерт.
Василий Иванович дирижировал на похоронах Ленина и на параде 7 ноября 1941 года. В первую военную осень было очень холодно и дирижер примерз подошвами сапог к Красной площади. Пехота прошла, подходила техника. Оркестр надо было отвести в сторону, но Агапкин не мог не только двигаться, но и говорить - губы тоже смерзлись. Музыканты догадались, что происходит, взяли дирижера, как статую и унесли.
Василий Иванович открывал парад Победы в 1945 году. В тысячетрубном оркестре было 50 капельмейстеров, Агапкин руководил фанфаристами и барабанщиками. Фанфара возвестила о начале парада, под барабанный бой немецкие знамена бросили к подножию Мавзолея.
Марш мира
Дирижер всегда с теплотой вспоминал Тамбов: "Этот городок подарил мне и альма-матер, и любовь, и судьбу". Город тоже не забывает своего музыканта и учредил в его честь ежегодный музыкальный фестиваль.
В 2012 году в честь 100-летия сочинения марша установили мемориальную доску на музейно-выставочном центре Тамбова. В начале XX века в этом здании располагался музыкальный магазин, куда часто заходили Агапкин и Рахманинов.
В 2015-м открыли памятник Агапкину. Затянутый в ремни военный с трубой в руке стоит он у стелы с нотами знаменитого марша. А когда Тамбовской области понадобился свой гимн, музыку для него искать не пришлось.
"Прощание славянки" Агапкин написал в 1912 году. Началась Балканская война, из России на нее отправлялись эшелоны с добровольцами. В это время сослуживец предложил вечно безденежному музыканту (напомним, Василию Ивановичу приходилось содержать две семьи: свою и мачехи) подработку - тапером в открывшемся кинотеатре. Балканская хроника, кадры проводов солдат на площадях Софии вдохновили музыканта на создание музыки.
"Мне хотелось выразить свое угнетенное душевное состояние каким-то музыкальным сочинением, соединив в нем боевой призывный марш и плач женщины об утраченных мире, любви и гармонии. Неуловимая мелодия звучала в глубине души, клавиши пианино устали от бесконечного стука пальцев, скомканные нотные листы валялись по всей комнате. Видя мое состояние, жена Оля молчала и старалась не попадаться под руку", - писал Агапкин.
Мелодия получилась не только трогательной, но и красивой. Началась Первая Мировая война, солдат на фронт отправляли под звуки нового марша. Вскоре его знала вся Россия.
"Секрет успеха "Прощания славянки", наверное, в том, что это очень русская музыка. Большинство наших песен написано в миноре, с протяженными музыкальными фразами. Таков и марш. К тому же у него очень хороший текст - правда, гораздо менее известный, чем мелодия", - рассказал "Родине" участник фестиваля, дирижер оркестра военно-медицинской академии из Санкт-Петербурга подполковник Михаил Николаев.
В 1915 году ноты "Прощания славянки" издали большим тиражом. На обложке изобразили бравого гусара с подкрученными усиками и горянка, склонившую к нему голову. Лица у них были четы Агапкиных.

Эта музыка будет вечной
Фестиваль духовых оркестров в Тамбове проводится уже 13 лет. На этот раз из соображений безопасности отказались от традиционного парада у памятника Агапкину и Шатрову, ограничившись гала-концертом.
Сыграть в честь знаменитого музыканта приехали Центральный военный оркестр Минобороны, суворовцы из военного-музыкального училища, духовики Ленинградской базы ВМФ и стратегического командования юга России, сводный оркестр тамбовского гарнизона и ансамбль барабанщиков из тамбовского поселка Знаменка. Всего 12 оркестров и порядка 480 музыкантов.
Было сыграно немало прекрасных мелодий - порой в необычной аранжировке. Так главный оркестр Минобороны РФ исполнил песню "Потому что мы пилоты" на мотив Boney M. Дирижер суворовцев показал "лунную походку". Капельмейстер белорусских духовиков украсил себя бабочкой цветов национального флага: красной с зеленым.
Духовой оркестр - не только музыка, но и шоу. Инструменты сверкают, тамбуршток в руке дирижера вздымается и опускается, задавая музыкантам ритм, оркестранты совершают сложные перестроения и даже танцуют, не переставая играть.
В концерте были музыкальные шутки, песни и акробатические номера. Несмотря на прохладный вечер, разогретая искусством тамбовская публика хлопала, кричала "Молодцы!" и требовала еще. На прощание оркестры все вместе исполнили знаменитый марш Василия Агапкина. 500 человек играли как один.
Очень душевный получился вечер. На центральной площади Тамбова, как во времена Агапкина, не было свободных мест.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем