издается с 1879Купить журнал

Секрет светящейся картины Куинджи раскрыли в Русском музее

11:49

В Русском музее раскрыли секрет лунного света на картине "Лунная ночь на Днепре" известного живописца Архипа Куинджи. Оказывается, он использовал краску из малахита.

Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Куинджи.

vk.com/Русский музей

Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Куинджи.

Более 30 лет художник дружил с Дмитрием Менделеевым, который был любителем живописи и помогал передвижникам осмыслить и изучить природу красок, их изготовление и химические свойства. Два друга использовали в качестве сырья образцы из собрания Горного музея Санкт-Петербурга. Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов живописца.

И больше никому, кроме Куинджи, не удалось овладеть этой красочной магией. Не помогали ни секреты химии, ни волшебство творчества. Когда художник представил свою "Лунную ночь на Днепре" в 1880 году, она имела феноменальный успех. Не могли понять источник яркости. Даже предполагали, что есть специальная подсветка. Никто не мог поверить, что подобного эффекта можно добиться лишь при помощи мастерства и природной краски.

А все благодаря в том числе и малахиту, который применяли еще в Китае во времена династии Чжоу. С VIII века до нашей эры украшали бронзовые сосуды инкрустацией из паст на основе толченого малахита, азурита и бирюзы. В Древнем Египте - создавали яркие тени для глаз и другую косметику.

Художники полюбили этот камень за его природные свойства: краска из малахита стала одной из самых популярных в средневековом искусстве Азии и Западной Европы. Еще один из секретов Куинджи - добавление в натуральные пигменты асфальтовых и битумных красок, создаваемых на основе продуктов переработки нефти. С помощью них художник добивался бархатистых и глубоких темных тонов, которые поглощали свет. Но такие краски со временем темнеют. Однако в картине художника они по-прежнему завораживают.

По мнению специалистов Русского музея, Куинджи удалось языком живописи передать сжатое выражение поэтической ее сущности. Этому способствовала высокая точность найденных образных средств - декоративных цветовых пятен, их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции.

Европейская технология изготовления пигмента была описана еще Диоскоридом в I веке нашей эры и с тех пор не менялась. Малахит тщательно измельчали и растирали в ступке с водой, чем дольше это делали, тем однороднее получалась краска. Готовую массу тщательно промывали и отжимали. Все это повторяли несколько раз до образования идеальной структуры. Потом в нее добавляли яичный желток, клей, мед или масло. Так и получалась заветная "зелень".

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться