издается с 1879Купить журнал

Московское такси отмечает вековой юбилей

08:00

Первые робкие попытки создать в Москве таксомоторное движение появились в 1907 году, но до регулярных поездок было еще далеко. А после Октябрьской революции такси из города исчезли совсем. Моторные кареты, как называли их москвичи, вернулись в город ровно 100 лет назад.

Такси у Ленинградского вокзала в Москве. 1949

Музей Москвы

Такси у Ленинградского вокзала в Москве. 1949

21 июня, это было воскресенье, 1925 года, из ворот гаража во 2-м Дьяковском переулке (сегодня присоединен к Орликовому переулку) вышли на линию первые 15 автомобилей марки "Рено" с желтой полосой на кузове. Именно этот день считается днем рождения московского такси. С этого момента таксомоторное движение в городе стало регулярным.

С первых же дней таксомоторы пользовались бешеной популярностью у москвичей. Во-первых, потому, что эта была новинка, на которой хотели прокатиться все. А во-вторых, такси было дешевле извозчиков, которые за свои услуги брали рубль за одну версту (1,07 км) пробега. Поездка же на такси на тех же условиях стоила 50 копеек, а один час проезда - 4,5 рубля. Ночной тариф обходился на четверть дороже. В случае выезда за черту города полагалась двойная оплата. За работой шоферов на линии следили контролеры. В любом случае, выгода поездок на такси была очевидна.

"Комфортный транспорт, доступный рабочему человеку" - так позиционировали такси городские власти. Кстати, такси в Советском Союзе были исключительно государственные. Изначально Коммунхоз Московского Совета закупил новые "Рено" и "Фиат". Они должны были стать основой первого столичного таксомоторного парка, основанного в гараже №1 Отдела Коммунального хозяйства.

Пресса не замедлила отметить открытие таксомоторного движения в Москве как огромное достижение рабоче-крестьянской власти: "Недавно на улицах нашей красной столицы появились такси. Нужно сказать, что в условиях нашей системы тот факт, что такси являются собственностью государства, облегчает задачу их эксплуатации". Газета "Рабочая Москва", спустя три дня после начала регулярной работы такси, сообщала: "Требования на таксометры значительно превышают возможность удовлетворения. На многочисленные заказы по телефону гараж вынужден давать отрицательные ответы, так как свободных таксометров в гараже нет. Все таксометры в течение 16 часов находятся в движении".

Такси не роскошь, а культурная необходимость. 1927
Такси не роскошь, а культурная необходимость. 1927 Фото: НЭБ

Только за первый месяц работы машины пополнили бюджет города на 4 тысячи рублей. Каждый "Рено", при значительно меньших издержках на содержание, приносил до 17 рублей чистой прибыли. В народе "Рено" прозвали "браунингами" - их черный цвет и форма напоминали этот пистолет. Об этом писали Ильф и Петров в "Золотом теленке": "В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов "Рено"". В то время, как по Парижу "бегали" уже больше десятка тысяч аналогичных таксомоторов.

До 1926 года такси были лишь в Ленинграде и Москве. Гораздо позже они стали появляться в менее крупных городах страны. В 1930-е годы в СССР стали активно развиваться таксопарки. Помимо "Рено", для расширения таксопарка была закуплена партия автомобилей "Фиат", но они не прижились на советских дорогах. Их место заняли "Форды". Они были оборудованы таксометрами с освещенным циферблатом и красным флажком с надписью: "Свободен". Но как только в стране появилась своя автомобильная промышленность, таксопарки переориентировались на отечественные машины. Ими стали "ГАЗ-А" и "M-1" ("эмка"). Иномарки в СССР в качестве такси больше на использовались.

Также были организованы стоянки - биржи такси, где пассажиры ожидали свободную машину. Их расположили на самых оживленных площадях: Страстной (Пушкинской), Свердлова (Театральной), Арбатской и у Курского вокзала.

К 1935 году в столице ездило около 500 машин, а к 1939 году появилось уже пять таксопарков и почти 3,5 тысячи автомобилей. Но пока без знаменитых шашечек. Шашечки на дверцах таксомоторов появились в конце 1940-х. Тогда же в правом углу лобового стекла загорелся зеленый огонек, говорящий о том, что машина свободна.

Пользуйтесь услугами маршрутных товаро-пассажирских такси. 1949
Пользуйтесь услугами маршрутных товаро-пассажирских такси. 1949 Фото: НЭБ

В годы Великой Отечественной войны все пригодные машины были отправлены на фронт. В таксопарках остались только ЗиС-101, поскольку они показали плохую проходимость по бездорожью. Списывать со счетов довоенные ЗиСы стали в 1946-1947 годах, когда Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) начал выпускать машины "Победа", которые стали на тот период основным автомобилем такси.

В середине 1950-х таксомоторные парки отказались от единой расцветки такси. По городским улицам курсировали теперь машины разных оттенков. Общим в их внешнем виде остались лишь шашечки. В это же время в такси начали работать "ЗИС-110". Поездка в них стоила 15 копеек за километр, в отличие от "Победы", ехать на которой было на 5 копеек за километр дешевле.

Эпоха "Волги" как главной машиной такси началась в 1957 году с модели "ГАЗ-М-21". Салон ее был просторнее, чем у "Победы". С ней москвичи окончательно простились в 1962 году. С этого времени парк столичного такси был полностью укомплектован автомобилями одной марки - ГАЗ-21 "Волга". И именно в "Волгах" впервые в Советском Союзе появилась система радиотелефонной связи с диспетчером.

У ГАЗ-21 была внушительная фильмография. На ней ездили герои таких культовых советских кинокартин, как "Берегись автомобиля" (1966), "Три тополя на Плющихе" (1967) и "Бриллиантовая рука" (1969). Летом 1970 года в таксомоторные парки поступили такси новой модели "Волга" ГАЗ-24-01, ставшие самыми массовыми в системе московского такси.

Таксопарк. 1960-70-е
Таксопарк. 1960-70-е Фото: Аукционный дом "Старая бумага"

К 1971 году по столице ездило больше 14 тысяч такси, приносивших городу большую прибыль. Автомобили окупались полностью в течение первого года службы. Но несмотря на все увеличивающийся таксопарк, за машинами с "шашечками" на вокзалах столицы еще долго выстраивались очереди. Подтверждением этому стали кадры фильма Татьяны Лиозновой "Карнавал" (1981), на которых героиня Ирины Муравьевой у Курского вокзала соглашается подвезти цыганку Карму с детьми, чтобы они не стояли в очереди за такси.

Во время подготовки к московской Олимпиаде-80, согласно международным требованиям, все такси выкрасили в ярко-лимонный цвет, а на крышу водрузили оранжевый плафон с шашечками, который подсвечивался в ночное время. Именно таким многие запомнили такси времен СССР.

После распада Советского Союза все автомобили такси были приватизированы. Перевозить пассажиров стали "частники". И долгое время этот рынок оставался полулегальным. Возрождение московского такси началось в 1995 году, а ближе к 2000-м стали появляться организации, предоставляющие российским гражданам легальные услуги такси по фиксированным тарифам.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться