издается с 1879Купить журнал

Четыре танкиста и атака

Читатель "Родины" восстановил картину последнего боя знаменитого "музыкального" экипажа

Снимок военкора Анатолия Егорова "Музыкальный момент", сделанный 24 апреля 1945 года на улице Бреслау, известен всему миру.

Фото военного корреспондента А.В. Егорова "Музыкальный момент", 24.04.1945. Место съемки - Бреслау (Вроцлав).

Фото военного корреспондента А.В. Егорова "Музыкальный момент", 24.04.1945. Место съемки - Бреслау (Вроцлав).

Известен и состав танкового экипажа на фотографии: командир Борис Дегтяров, заряжающий Борис Калягин, наводчик Иван Казейкин, механик-водитель Константин Каргополов (Каргаполов). Но только в минувшем году мне удалось разыскать внучку последнего, Оксану Чернову, с разрешения которой и публикую письмо с фронта старшины Каргаполова:

"...при штурме Бреславу при атаке мой танк провалился в погреб. До немцев сотни метров, наши далеко, и у них нет возможности нам помочь артиллерией: мешали дома. Немцы обрадовались, что танк остановился, ведь это для них хорошая мишень, да притом новый танк ИС-2. Но не тут-то было. Мой экипаж отбивался сутки и вышел победителем, они не только не сумели подойти к нам, а мы их выбили из ближайших домов и укрытий...".

Танк ИС-2 N 537 на улице Бреслау. Фото: предоставлено Кристофом Джейкобсоном из военного музея "Арсенал" г. Вроцлава.

Это короткое воспоминание позволило полностью восстановить картину жестокого боя, накануне которого сфотографировался экипаж машины боевой.

...ИС-2 N 537 вырвался вперед атакующей пехоты и, оказавшись на Фридерих Вильгельм штрассе, колесами левого борта застрял в подземном коллекторе посреди улицы (между кварталами 159 и 292 - все объекты города на советских штабных картах имели номера). В условиях динамичного уличного боя ИС-2 оказался отрезан от своих - пехоту отсек вражеский огонь, она осталась метрах в 100 позади танка в районе площади.

Неподвижный ИС-2 вступил в лобовую дуэль с артиллерией и самоходками противника, бившими со стороны немецкой баррикады.

Константин Каргаполов и его послевоенное письмо. Фото: предоставлено внучкой танкиста О.Е. Черновой.

В течение следующих суток (с 26 по 28 апреля) экипаж ИС-2 отразил 5 контратак противника. После чего подорвал танк. Все члены экипажа остались живы. А сгоревший ИС-2 простоял, ржавея на трамвайных рельсах, девять месяцев и был вывезен только в январе 1946 года.

Из всего экипажа ИС-2 N 537 мне удалось установить биографию только механика-водителя, о котором рассказала его внучка.

Константин Каргаполов и его послевоенное письмо. Фото: предоставлено внучкой танкиста О.Е. Черновой.

Константин Каргаполов родился 23 ноября 1925 года в селе Покровское Егоршинского района Свердловской области. После школы работал механизатором. Приписав себе два года, в январе 1943 пошел в армию. Принимал участие в освобождении Киева, форсировании реки Серет (приток Днестра), освобождении Польши, штурме Бреслау. Был ранен в ногу, голову, грудь. Не долечившись, убежал из госпиталя в свой полк...

После демобилизации с семьей переехал в Чехов Московской области, работал инженером в ГАТП. Ушел из жизни в 1992 году, похоронен на Чеховском городском кладбище.

Каргаполов (в центре) с сослуживцами на фронте. Фото: Личный архив.

Буду признателен журналу "Родина" за обнародование этих ранее неизвестных фактов.

Каргаполов рядом с Т-34 после войны. Фото: Личный архив.

Представляем автора

Краснюк Иван Иванович (1979, г. Москва). С детства увлекается историей бронетехники и стендовым моделизмом. Основная тематика - диорамы с подбитой бронетехникой в масштабе 1/35. Ряд работ выложен на сайте diorama.ru. Автор иллюстрированного пособия для моделистов "Русская бронетушь: новый метод моделирования сгоревшей бронетехники" (Москва, изд-во "Цейхгауз", 2020).


Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться