В Москве проходит выставка "Высоко под землей", посвященная 90-летию столичного метрополитена. На ней рассказывается в том числе о том, какие художественные замыслы не были воплощены при строительстве подземки и остались на черновиках и в мастерских.

Николай Роганов.
Эскиз витража "За Русь святую. Дмитрий Донской" Андрей Кузнецова.
Витраж "В эфире Москва" на станции "Шаболовская" создан по эскизу Андрея Кузнецова и посвящен телевидению, так как недалеко находится знаменитая Шуховская башня, с которой транслировали теле- и радиопрограммы до появления Останкинской башни.
В витраже можно разглядеть очертания не только Шуховской башни, но и Кремля. В отличие от классической витражной сборки здесь литое цветное стекло вставлено в бетонную решетку, которая является одновременно и каркасом, и рамкой.
Для этой же станции Андрей Кузнецов сделал еще один эскиз витража, который называется "За Русь святую. Дмитрий Донской" (рядом находится Донской монастырь). "Шаболовскую" открывали в 1980-м, в год 600-летия Куликовской битвы. Этот вариант витража не утвердили, но эскиз сохранился в семье художника и его можно увидеть на выставке "Высоко под землей", которая работает до 24 августа.
На ней, кстати, рассказывается, что первый крупный витраж в России появился в 1847 году, когда алтарь Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге украсил "Воскресший Христос". С приходом советской власти этот вид изобразительного искусства забыли, так как он ассоциировался с религиозной темой. Перелом наступил лишь в 1951 году, когда на станции метро "Новослободская" появились 32 витража Павла Корина.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем