4 июля (21 июня по старому стилю) 1900 года из Кронштадта на шхуне "Заря" отправилась полярная экспедиция, которую возглавил ученый, географ и арктический исследователь барон Эдуард Васильевич Толль. Главной задачей экспедиции стал поиск мифической Земли Санникова.

Волгоградский областной краеведческий музей
Шхуна "Заря" в бухте Тикси. 1902
Впервые об этом загадочном острове-призраке заговорил еще в начале XIX века купец, зверопромышленник и исследователь Новосибирских островов Яков Санников. К тому времени он уже открыл и описал острова Столбовой и Фаддевский. Санников высказал предположение о существовании "обширной земли" к северу от острова Котельного. По его словам, в той стороне над морем поднимались "высокие каменные горы". Он достаточно подробно описал и количество вершин, и их вероятное расположение.
В январе 1812 года Санников прибыл в Санкт-Петербург с докладной запиской, в которой подчеркивал, что намеревается "продолжить открытие новых островов и прежде всего той земли, которую видел он на север от Котельного и Фаддеевского островов", и просил выделить на это средства. Сибирский генерал-губернатор Иван Борисович Пестель заинтересовался этой информацией и, возможно, средства были бы выделены, но началась Отечественная война 1812 года. Об открытии северных земель на время забыли. Тем не менее, остров-призрак на карту был нанесен как "Земля, виденная Санниковым". Тем более, что было еще одно свидетельство в пользу его существования: в ту сторону весной улетали перелетные птицы, а осенью возвращались с потомством.
Долгое время ни подтвердить, ни опровергнуть существование Земли Санникова не получалось. Суровый климат и льды Восточно-Сибирского моря не позволяли снарядить туда полноценную экспедицию.
Спустя 80 лет после Якова Санникова очертания тех самых гор - цепочку из четырех вершин в 150 километрах на север от острова Котельный - увидел и барон Толль, когда участвовал в экспедиции к Новосибирским островам. "Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью, - писал он в своем дневнике. - Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: "Земля Санникова"". Но проверить это открытие можно было лишь самому ступив на берег неизведанной земли. Эдуард Толль, обладавший недюжинным исследовательским азартом, именно так и решил поступить - во что бы то ни стало отыскать мифическую землю.

Идею ученого поддержала Российская Академия наук. Она помогла в снаряжении первой в истории покорения Арктики официальной государственной научной экспедиции. Помимо поисков Земли Санникова, экспедиция преследовала и другие цели. Среди них: изучение Новосибирских островов, Восточно-Сибирского моря, прокладывание Северного морского пути и обнаружение полезных ископаемых.
Шхуна "Заря" пополнила запасы угля в порту Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный Мурманской области) и взяла курс на восток. Через два года экспедиция Толля, наконец, достигла Новосибирских островов. Следовать дальше на восток было опасно из-за сплошных льдов и густого тумана. Судно причалило к западной оконечности острова Котельный, а дальше Эдуард Толль решил продолжить путь на собаках. Вместе с ним в опасное путешествие отправились астроном и магнитолог Фридрих Георгиевич Зееберг и каюры (погонщики собак) - якут Николай Дьяконов и эвенк Василий Горохов. Больше их никто не видел.
На следующий год была организована поисковая экспедиция под командованием лейтенанта Александра Колчака. Он прошел весь путь на "Заре" вместе с Толлем - был на шхуне в числе младших командиров. Целью экспедиции было узнать обстоятельства гибели барона и его спутников.
Добравшись до острова Беннетта, участники экспедиции обнаружили сооруженную Толлем небольшую поварню - летний вариант жилища. В ней сохранились материалы его исследований и дневники, последняя запись в которых гласила: "Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.".
Так была поставлена точка в поисках Земли Санникова. За несколько лет поисковых работ никому больше не удалось увидеть очертания тех самых гор. И несмотря на то, что Эдуард Васильевич ошибался, это никак не умаляет его научного подвига. 32 тома опубликованных дневников и записей барона стали его важным вкладом в исследование русской Арктики.
В 1913 году немецким исследователем Оскаром Иден-Целлером и, спустя 15 лет, российской полярной экспедицией на острове Котельный были установлены мемориальные доски в честь Эдуарда Васильевича Толля.

Миф о существовании Земли Санникова окончательно был развеян советскими арктическими летчиками в 1938 году. Даже если призрачный остров когда-то и существовал, то он был разрушен морем так же, как некоторые другие острова, состоявшие из ископаемого льда и покрытые грунтом. Лед растаял, и они исчезли. Так произошло, например, с островами Васильевским, Семеновским, Меркурием и Диомидом.
В начале XXI века нашлось объяснение и феномену перелетных птиц. Орнитологи прикрепили к ним датчики, чтобы проследить их перемещение. Выяснилось, что птицы летят через весь Северный Ледовитый океан и выводят птенцов в Канаде и на Аляске.
Земли Санникова не существует, но легенда о ней еще долго будоражила умы не одного поколения. Это обстоятельство нашло свое отражение в художественной литературе. В 1926 году был опубликован научно-фантастический роман писателя Владимира Афанасьевича Обручева "Земля Санникова". В основе его сюжета рассказ о путешествии трех ссыльных студентов, казака и якута-проводника к той самой загадочной земле. По мотивам романа, режиссерами Альбертом Мкртчяном и Леонидом Поповым в 1973 году был снят одноименный фильм, в котором впервые в исполнении Олега Анофриева прозвучала великолепная песня "Есть только миг".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем