Русская артиллерия в эпоху царя Ивана IV по праву может считаться одной из лучших в Европе.

Поразительный факт: среди всех высказываний иностранцев XVI века о "московитской" артиллерии невозможно отыскать негативных отзывов. Видевшие на торжественных смотрах или в боевых действиях русские пушки европейцы восхищались и удивлялись их огнестрельной мощи. Так, Марко Фоскарини в середине XVI столетия сообщал, что русская артиллерия "в достаточном количестве снабжена бомбардирами, превосходно устроена, обучена и постоянно упражняется"1. Иоанн Кобенцль, посол Максимилиана II, в 1576 году доносил своему императору: у русского царя такая артиллерия, что, кто не видел ее, не поверит описанию. К тому же, по его словам, к бою у русских всегда готовы не менее 2000 орудий2. "Полагают, - писал в 1588 году Джильс Флетчер, - что ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса снарядов, как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые"3.

Не дошедшие до наших дней русские орудия XVI века близки по форме. Ствол пропорционально делился поясами-"фризами" на три части: дульную, среднюю и казенную. Каждая украшалась по-своему, причем выбор рисунка зависел от фантазии мастера.
В документах орудия описывались, как правило, с указаниями размеров и устройств, "которая пищаль меры в длину, и сколько весу и признаки московского литья или немецкого". Крупнокалиберным орудиям присваивались собственные имена, которые давались или по форме отлитой мушки ("Барс", "Медведь", "Перс", "Обезьяна"), или по внешнему виду (например, у пищали "Свиток" ствол отлит в виде каната), или по имени мастера, изготовившего орудие ("Богдан", "Якобовая").
Большинство пушек отливалось на московском Пушечном дворе, который был построен в XV столетии итальянцами Аристотелем Фиорованти, Павелом Дебосисом, Петром Фрязиным и Джиакомо. Первые результаты не заставили себя долго ждать: вскоре на вооружение русского войска стали поступать новейшие орудия. Так, например, в 1517 году Пушечный двор выпустил первую партию 16-пудовых "вальконеек", то есть фальконетов, которые были изобретены в Италии девятью годами ранее. В ту пору полковые фальконеты на вооружении войск имелись только в Италии и... России.
С середины 1540-х годов ведущее место среди литейщиков заняли немецкие мастера. Документы перечисляют имена некоторых из них: так, в конце XVII столетия на одном из складов Пушкарского приказа хранилась пищаль 1553 года "Змей Яревский немецково литья", которую отливал "Корт Гартман". О мастере Гартмане сведений больше не обнаружено. Надо полагать, что это его пушки под именами "Змей Свертной" и "Змей Летячей" использовались в 1552 году при осаде Казани4.

Русские поступали в ученики к иностранцам еще с конца XV века. Приезд немцев на Пушечный двор обозначил новый этап в развитии литейного искусства. Русские мастера учились у иноземцев отливать орудия новых конструкций. В 1545 году мастер Игнатий сделал по немецкому образцу "гафуницу" (haffuntnis - гаубица). В 1555 году мастер Степан Петров отлил "гафуницу" больших размеров. В описях Пушкарского приказа она числилась как "пушка Павлин ядро каменное весом 15 пуд, длина пушке 6 аршин 3 вершка, от запалу длина пол 6 аршина 3 вершка, весом 1020 пуд"5.
Впоследствии знаменитый Андрей Чохов, творец "Царь-пушки", обучался у немцев, в частности у литейщика Кашпира Гануса. Об этом факте сообщается в "Описи Смоленска". Отмечая характерные признаки одной из пищалей, подьячие отметили, что делал ее в 1568 году "Кашпиров ученик Андрей Чохов"6.

В 1558 году Россия начала боевые действия против Ливонского ордена. Бомбардировав Нарву зажигательными ядрами, боярин Алексей Басманов взял город штурмом, а воевода Василий Серебряный, использовав тяжелую артиллерию, захватил Дерпт (Юрьев). Под Нейшлосом русские воеводы "...туры круг города изставили и наряд по всем туром розставили... и учали по городу стреляти из всего наряду". Вскоре крепость капитулировала. За 1558 год было захвачено 20 рыцарских замков. В 1560 году с помощью "больших огненных бомб" московскими пушкарями был сожжен Феллин, резиденция магистра Ливонского ордена В. Фюрстенберга, причем русские захватили всю артиллерию противника в составе 18 больших и 450 малых орудий7.
Крупнейшим событием войны стало падение Полоцка. В 1563 году князь Серебряный, придвинув пушки к стенам, начал "бити по городу... изо всего наряду и из верхних пушек из вогненных" в течение двух суток.
Городские укрепления не смогли выдержать такого жестокого обстрела: московская летопись без преувеличения пишет, что "...ядра у больших пушек по двадцати пуд, а у иных пушек немного полегче". Самая крупная в Европе гаубица - "Кашпирова пушка" весом 1200 пудов и калибром в 20 пудов - принимала участие в осаде Полоцка8.

В дальнейшем война шла с переменным успехом. Почти в каждом походе и в каждом бою русские воеводы использовали огневую мощь артиллерии. Достаточно, к примеру, привести перечень орудий в походе 1577 года: "Да в тот же поход пометил государь наряду: пищаль Орел, ядро пол 3 пуда; пищаль Инрог, ядро 70 гривенок; пищаль Медведь, ядро пуд; пищаль Волк, ядро пуд; пищаль Соловей Московский, ядро пуд; пищаль Аспид, ядро 30 гривенок; 2 пищали Девки, ядро 20 гривенок; 2 пищали Копец да Дерблик, ядро 12 гривенок; 2 пищали Собака да Лисица, ядро 10 гривенок; 19 пищалей полуторных, ядро по 6 гривенок; 2 пищали скорострельные с медены ядры по гривенке; пушка Павлин, ядро 13 пуд; пушка Кольчатая ядро 7 пуд; пушка Кольчатая новая меньшая ядро 6 пуд; пушка Кольчатая другая ядро 6 пуд; пушки верховые: верхних 4 пушки Якобовых; 8 пушек Алексадровских, ядро по пуду с четью; а всех 36 пищалей да 21 пушка"9.

Некоторые из перечисленных орудий принимали участие в осаде Вендена в 1578 году. Естественно, колоссальные размеры русских орудий не могли не привлечь внимания неприятеля. Пауль Одеборн свидетельствует: "У московитов есть пушка огромной величины и силы, которую называют Волком. Она установлена впереди их лагеря и выстреливает дротики шестифунтовой толщины". Объединенные польско-литовско-шведские войска, атаковав на рассвете русский лагерь, разбили царских воевод и захватили артиллерию. В те времена распространилась легенда, что московские пушкари, не желая сдаваться врагу, повесились на собственных орудиях (стволы пушек торчали над глубоким рвом). На самом деле, как свидетельствуют очевидцы, победители сами повесили пушкарей, а начальника русской артиллерии казнили на упомянутой большой пушке "Волк"10.

Иван Грозный не смирился с потерей лучших своих орудий. "Потеряв названные пушки, московский царь тотчас приказал вылить другие с теми же названиями и знаками и при том еще в большем против прежнего количества..."11 Эти слова Гейденштейна подтверждаются следующим фактом: отлитая в 1577 году пищаль "Волк" была захвачена в 1578-м, а уже в 1579 году по указу царя Андрей Чохов отлил такую же пищаль с тем же названием. Ныне два чоховских "Волка" стоят во дворе Грипсгольмского замка близ Стокгольма (второй "Волк" был захвачен шведским полководцем Понтусом Делагарди в Ивангороде в 1581 году). На основе этих сведений можно заключить, что производственная мощность государственной литейной мастерской - Пушечного двора - была достаточно велика; в 1577 году отлито 5 крупных орудий общим весом не менее 2000 пудов, а на следующий год - еще 6 не менее тяжелых пищалей.

Следует отметить еще одну особенность артиллерии XVI столетия, а именно - ее долговечность. Пушки, отлитые по повелению Ивана Грозного, стояли на вооружении по нескольку десятилетий и участвовали почти во всех сражениях XVII века. Одна из самых крупных и самых красивых пищалей Чохова, "Инрог", принимала участие в Ливонской войне с 1577 года, в 1612 году бомбардировала польско-литовских "сидельцев" в Московском Кремле, в 1632-1634 годах при осаде Смоленска произвела своею огнестрельной мощью неизгладимое впечатление на поляков и немецких наемников. Под Смоленском "Инрог" захватили поляки. В 1703 году пищаль попала в руки шведских войск, о чем свидетельствует чеканная надпись на средней части ствола: "Med Guds hielp af. Kon. Carl. d.XII tagit med staden Elbing d. 3. Decemb. 1703" ("С Божьей помощью взята королем Карлом XII с городом Эльбингом, декабря 3. 1703"). В 1723 году "Инрог" после долгих "скитаний" была привезена в Россию и выкуплен Петром I. Ныне это творение Андрея Чохова можно увидеть в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.
При оформлении статьи использованы фотографии русских пушек XVI века из коллекции Центрального музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург). Фото Андрея Марсанова.
- 1. Огородников В. Донесение о Московии второй половины XVI века//ЧОИДР. 1913. Кн. 2. С. 15.
- 2. Письмо Иоанна Кобенцля о Московии//Журнал Министерства народного просвещения. 1842. № 9. Отд. 2. С. 150.
- 3. Флетчер Д. О государстве Русском. СПб. 1905. С. 70.
- 4. Архив Санкт-Петербургского института истории РАН. Ф. 175. Оп. 1. № 465.
- 5. Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (далее — Архив ВИМАИВ и ВС). Ф. 1. Кн. 21. Л. 2.
- 6. Дополнения к актам историческим. Т. V. СПб. 1853. С. 294–310.
- 7. Рюссов Б. Ливонская хроника//Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Рига. 1879. Т. II. С. 361–392.
- 8. Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Смоленск. 1998. С. 177; Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 1. Кн. 21. Л. 2.
- 9. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Эрмитажное собрание. № 390. Л. 391 об.–392. При осаде Ревеля в 1570–1571 гг., по свидетельству Дж. Горсея, русские сделали 20000 выстрелов из 20 орудий, однако не причинив особого вреда городу. На самом деле двадцать пушек, доставленных Ю. Токмаковым под Ревель (среди которых не было ни одного тяжелого орудия, а только одни легкие и средние), не могли за шесть недель сделать такое большое количество выстрелов.
- 10. Oderborn Paulus. Ioannis Basilidis Magni Moscoviae Ducis vita etc. Witebergae, 1585. Иностранные сочинения и акты, собранные М. А. Оболенским. М. 1847. № 2. С. 5.
- 11. Гейденштейн Р. Записи о Московской войне (1578–1582 гг.). СПб. 1880. С. 37.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем