Выдающийся клоун, эквилибрист, народный артист СССР (1969) Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово (сегодня это Одинцовский городской округ Московской области). Его отец работал часовым мастером-сборщиком, мать - ретушером в фотосалоне.

Михаил Озерский / РИА Новости
Артист цирка Олег Попов. 1969
Много лет спустя Попова во время гастролей в Лондоне очень точно назовут "Солнечным клоуном" - уж больно сильным был контраст между туманной столицей Великобритании и действительно ярким образом Олега Константиновича - ярко-желтый парик, фирменная черно-белая клетчатая кепка, несоразмерно большие полосатые брюки, красный нос. Меткое прозвище останется с ним на всю жизнь. Но это будет потом, а пока что будущего артиста ждали переезд в Москву, трагический арест отца и, в общем, тяжелое голодное детство, о котором Попов всегда вспоминал с грустью.
После начала Великой Отечественной войны семья Поповых уехала в подмосковную Салтыковку. И там, не закончивший школу Олег Константинович, чтобы как-то прокормиться продавал на базаре мыло, которое варил сосед. После смерти отца в 1943 году, чтобы как-то помочь матери, Попов устроился помощником слесаря на полиграфический комбинат "Правда". Параллельно учился в вечерней школе, а в свободное время занимался акробатикой в московского Дворце спорта "Крылья Советов", но о карьере циркового артиста юноша тогда даже не мечтал, было не до того.

Тем не менее, его акробатический кружок часто посещали студенты циркового училища. Так Попов познакомился с артистами цирка, вдохновился их репетициями и уже в 1944 году тайком от матери поступил в Государственное училище циркового искусства (ныне Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева, Карандаша). Но не только цирковая арена манила будущего артиста. Норма хлебной карточки у студентов училища была выше, чем у ученика слесаря.
Училище Попов закончил в 1950 году и был направлен в Тбилисский цирк, но уже через два месяца вернулся в Москву. Начинал он свою цирковую карьеру с эквилибристики. Выступал с номером "Эксцентрик на свободной проволоке". Затем дебютировал в качестве коверного клоуна в Саратовском цирке (Саратовский цирк имени братьев Никитиных). Работать же клоуном официально начал в Рижском цирке в 1951-1952 годах. Параллельно Олег Константинович ассистировал знаменитому клоуну Карандашу (Михаилу Румянцеву) в цирке на Цветном бульваре (Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). Румянцев стал для начинающего артиста Попова образцом трудолюбия и феноменальной трудоспособности. Олег Константинович перенял эту его черту. Репетировал "Солнечный клоун" всегда на износ, доводя до совершенства малейшие детали каждого своего номера.

Внешние атрибуты знаменитого сценического образа Олега Константиновича, ставшего одним из символов отечественного цирка, появились не сразу. Сначала это были только рыжий парик и полосатые штаны. Клетчатую кепку - визитную карточку артиста - Попов нашел среди реквизита на "Мосфильме" во время съемок фильма-концерта "Арена смелых" (1953). Известные режиссеры Сергей Гуров и Юрий Озеров снимали эту киноработу в качестве презентации артистов советского цирка перед мировыми гастролями.
Популярность Попова к тому времени была уже настолько неоспоримо велика, что в 1957 году его включили в состав первой советской цирковой труппы, выехавшей в турне по странам Западной Европы. Успешные выступления в Лондоне, Брюсселе, на Международном фестивале цирков в Варшаве принесли Попову мировую известность.
Его репертуар был чрезвычайно разнообразен: злободневные сатирические скетчи ("Тунеядец", "Докладчик"), философско-лирические интермедии (клоунада "Луч"), полноценные трюковые номера ("Эксцентриада на свободной проволоке"). В своих выступлениях Попов использовал элементы пародии, акробатики, эквилибристики, жонглирования. Но главными сценическими приемами артиста неизменно оставались буффонада и эксцентрика. Свой репертуар Олег Попов обновлял ежегодно - выпускал новые антре и интермедии. Среди самых популярных его реприз: "Свисток", "Повар", "Луч", "Машина", "Сон на проволоке". Реквизит для номеров нередко изготавливал сам.
В 1965 году во всесоюзном объединении "Союзгосцирк" под руководством Олега Попова был создан коллектив, который участвовал практически во всех крупных зарубежных турне советского цирка. С этим коллективом знаменитый клоун не раз гастролировал по США, Австралии, Латинской Америке, Японии, Германии, Франции и Голландии.
Олег Константинович также неоднократно снимался в кино, чаще всего в камео. Среди фильмов с его участием: "Косолапый друг" (1959), "Последний жулик" (1966), "Полчаса на чудеса" (1970), "Веселое сновидение или смех и слезы" (1976), "Синяя птица" (1976), "Солнце в авоське" (1979), "Посторонним вход разрешен" (1986). Артист участвовал и во многих телевизионных программах. Например, в 1970-1980 годах вел популярную детскую воскресную передачу "Будильник". В 1965-м дебютировал в качестве режиссера-постановщика и сценариста в Московском цирке на Цветном бульваре, где вместе с художественным руководителем Марком Местечкиным создал программу "Лечение смехом". В начале 1970-х Попов поставил "Сегодня в цирке фестиваль" и "Сказка о попе и его работнике Балде". В этот же период артист успешно работал в Большом московском государственном цирке на проспекте Вернадского.

Полным жизненных испытаний стал для Олега Константиновича 1990 год. От рака умерла его любимая супруга Александра Ильинична. А из-за денежной реформы Горбачева Попов потерял все свои сбережения. Поскольку артист на тот момент больше не видел для себя перспектив в родной стране, он, будучи на гастролях в Германии, решил остаться там и работать под псевдонимом "Счастливый Ганс".
С 1991 года и до конца своих дней Попов жил и работал под Нюрнбергом, в местечке Эглофштайн. На частый вопрос журналистов о смене гражданства всегда отвечал: "У меня русский паспорт, и гражданство я менять не собираюсь". И немецким языком артист так и не овладел. Зато его вторая супруга, немка Габриэлла Леман, немного выучила русский.
С Габриэллой Попов познакомился на очередных гастролях в Австрии. Она была младше Олега Константиновича на 32 года, но семейному счастью большая разница в возрасте не помешала. Их связали не только узы брака, но и совместная профессиональная деятельность. Попов и Леман выступали дуэтом в придуманной Олегом Константиновичем новой цирковой программе.
Прошло целых 24 года прежде чем Попов посетил Россию. В 2015 году в планах у него был масштабный гастрольный тур по всей стране. А началось все с выступления "Солнечного клоуна" на арене сочинского цирка в рамках Международной профессиональной цирковой премии "Mастер". Через год артист успел выступить в Санкт-Петербурге, Саратове и Ростове-на-Дону. Последний раз Олег Попов вышел на манеж 30 октября 2016 года. 2 ноября легендарного "Солнечного клоуна" не стало. Похоронен Олег Константинович в Эглофштайне.
Олег Попов был непросто популярным артистом цирка, он внес большой вклад в становление новых принципов клоунады. Многие репризы артиста стали классикой мирового циркового искусства. Его образ веселого, ловкого, наивного и доброго паренька, этакого Иванушки-дурачка, был конгениален эпохе.
В СССР фигура клоуна в черно-белой кепке с рыжей копной волос часто изображалась на календарях, значках и даже фантиках от конфет. Заслуги Олега Попова отмечены многочисленными наградами: орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1976, 1986), Ленина (1980) и Дружбы (1994), а также Почетной грамотой президента РФ (2010).
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем