Военный корреспондент Михаил Долгополов, отец постоянного автора "Родины", обнаружил эту крохотную записку в щели между досками грязных нар финского концлагеря на окраине Медвежьегорска.

Дорога русских пленных - в один конец.
Шел 1944 год. Концлагерь только что освободили войска Красной армии. На записке написано кровью: "Дорогие братья русские, нас угоняют из Медвежки под конвоем. Русские пленные...". И на обратной стороне: "Мстите, родные, за нас. Орлов, Алексеев, Никитин, Юнов, Кулнускин. Ленинград. Моховая, дом 45, квартира 13"1.
Об этом Николай Долгополов рассказал в майском номере "Родины" за 2025 год. Мы продолжаем расследование фронтового военкора и его сына.
С чего начать
Задача - отыскать имена воинов Красной армии, попавших в плен и ставших узниками финского концлагеря, - казалась неразрешимой. На временно оккупированной территории Карелии в 1941-1944 годах было создано 35 финских концентрационных лагерей и рот (рабочих лагерей) для содержания советских военнопленных. Кроме того, в северной Карелии и на территории Финляндии существовало 27 немецких лагерей для воинов Красной армии2.
Финские историки утверждают: "Всего финнами было взято в плен 64 188 человек, а после войны вернули лишь 42 412. По сведениям военной статистики, в лагерях для военнопленных умерло 18 318 советских людей"3.
Как найти среди них фамилии тех, кто оставил написанную кровью записку, если учесть, что ее авторы составляют менее 0,008% от общего числа всех советских военнопленных в финских концлагерях? Обращение к государственной информационной системе "Память народа" первоначально не дало, да и не могло дать желаемых результатов. В тупик привел и самый легкий путь - обнаружить редкие фамилии Юнов и Кулнускин среди награжденных орденами и медалями. И неудивительно. Во-первых, во всех наградных листах сведения о месте жительства воинов тщательно замазаны. Во-вторых, крайне мала вероятность того, что хоть кто-то из авторов записки имел правительственные награды.

Больше всего воинов Красной армии финны взяли в плен в роковом 1941 году, когда награждали чрезвычайно скупо.
И тогда автор стал изучать не наградные листы, а "похоронки". И любые другие официальные документы, в которых в любом контексте упоминался адрес: Ленинград, ул. Моховая. "Память народа" выдала результат: информационный ресурс содержит 10 000 таких документов.
Дело пошло на лад.
Первые ребята с Моховой
Уже первый час поиска позволил установить фамилии двух красноармейцев, ушедших на фронт с Моховой, 45, и живших в квартирах № 2 и № 11. Скрупулезное изучение документов, выписки, сличения... Мой блокнот постепенно превращался в мартиролог - тех, кто родился или жил на Моховой, ушел оттуда на фронт и погиб на поле боя. И лучше любых трактатов показывал, что такое Великая Отечественная война. И что такое Победа. На примере уроженцев и жителей всего лишь одной ленинградской улицы протяженностью менее километра...

Красноармеец Гусаров Михаил Кононович
- 1897 года рождения.
- Моховая, д. 9, кв. 13.
- Призван 15.07.41.
- 10.10.42 направлен на строительство Челябинской ТЭЦ (после ранения).
Красноармеец Алексеев Иван Алексеевич
- 1896 года рождения.
- Моховая, д. 11, кв. 13.
- Убит под Сталинградом 13.01.43.
Красноармеец Емельянов Фёдор Гаврилович (Григорьевич)
- Моховая, д. 13, кв. 18.
- Умер в военном госпитале в Германии от сыпного тифа 07.04.45.
Красноармеец Емельянова Вера Ивановна

- 1915 года рождения.
- Моховая, д. 15, кв. 5.
- Умерла от ран 20.07.43.
Лейтенант Тимошенко Юрий Игнатьевич
- 1908 года рождения.
- Моховая, дом 23, кв. 12.
- Погиб 09.04.42.
Красноармеец Карташев Леонид Петрович
- 1907 года рождения.
- Моховая, 25/17, кв. 13.
- Погиб 09.08.41.
Старшина Белов Евгений Георгиевич
- 1910 года рождения.
- Моховая, д. 26, кв. 2.
- Убит 28.08.42.
Красноармеец Дементьев Владимир Михайлович
- 1907 года рождения.
- Моховая, д. 40, кв. 5.
- Убит 29.08.41.
Красноармеец Ануфриев Иван Фёдорович
- 1916 г. рождения.
- Моховая, д. 44, кв. 26.
- Пропал без вести 24.10. 41.
Перед автором неспешно разворачивалась эпическая картина Великой Отечественной войны. Однако нужные фамилии никак не удавалось выявить. И вдруг я ощутил сильнейший эмоциональный шок.
Младший лейтенант Максимов Александр Дмитриевич
Родился 26 марта 1921 года в Ленинграде, ул. Моховая, дом 18, кв. 16. В Красной армии с 1940 года. В 1942 году воевал в составе 202-го артиллерийского полка 50-й стрелковой дивизии4.
Новая фамилия не сулила никаких неожиданностей, пока я не обратил внимание на название воинской части, в которой служил этот ленинградец с Моховой...
Однополчанин отца
Это была воинская часть, в которой с июня 1943 года воевал мой отец и с которой дошел от реки Северский Донец до Праги. Более яркой рифмы Судьбы было невозможно представить. Я невольно погрузился в изучение жизни и судьбы отцовского однополчанина. И в очередной раз убедился: История гораздо изобретательней на замысловатые и лихо закрученные сюжеты, чем прихотливая фантазия романиста.

Уроженец Ленинграда Максимов был в первый раз ранен 21 августа 1942 года, во второй раз - 12 марта 1943 года. Но на этом жизненные испытания офицера не закончились. 13 октября 1943 года, согласно официальным документам, командир роты лейтенант Максимов был убит и на следующий день якобы похоронен в деревне Ходорово Ржищевского района Киевской области. Имя героически погибшего офицера было занесено в Книгу памяти блокадного Ленинграда, а факт его смерти на поле боя официально узаконен. Приказом Главного управления кадров Наркомата обороны СССР № 02267 от 24 декабря 1943 года лейтенанта Максимова исключили из списков офицерского состава Красной армии5.
Кадровики поторопились. Оказалось, что Максимов выжил, продолжил воевать, в 1944 году был награжден орденом Красной Звезды и 20 января 1947 года уволен в запас. И лишь при постановке на учет в военкомате города Ленинграда выяснилось, что по официальным бумагам офицер более трех лет значится в числе погибших.
Дальнейший ход деловых бумаг был неспешен. Прошло еще три года и девять месяцев. Давняя ошибка была исправлена. 16 сентября 1950 года приказом Главного управления кадров Советской армии № 01210 предыдущий кадровый приказ об исключении из списков в связи со смертью был отменен6. Причем вместе с Максимовым в нем значились фамилии 173 офицеров, чьи родные в годы войны получили на них "похоронки". Так благополучно завершился официальный обряд воскрешения из мертвых однополчанина отца и восстановления его в списке живых.

И вот тут автору впору было воскликнуть: "Эврика!"
Тайна квартиры № 13
Не один только Максимов, "погибший" по документам, мог остаться в живых на поле боя. И попасть, например, в финский плен. Так в алгоритм расследования была внесена решающая уточняющая поправка: автор стал искать воинов Красной армии, родившихся или живших в Ленинграде на Моховой и попавших в плен на территории существовавшей тогда Карело-Финской ССР.
Таковых оказалось 999 человек - и выявление среди них нужных пяти фамилий оказалось уже не очень сложным делом. Потому что регистрационные карточки пленных красноармейцев, хранящиеся в Национальном архиве Финляндии, оцифрованы и представлены на сайте государственной информационной системы "Память народа". Расследование удалось завершить в течение нескольких дней.
В финских концлагерях томились несколько человек с фамилиями Орлов, Алексеев, Никитин. Из рассмотрения были исключены те из них, кто погиб до 1944 года, когда, скорее всего, и была написана трагическая записка. Далее я предположил, что весьма распространенная на Алтае и в Тамбовской области фамилия Кульгускин (Кульгузкин) была неверно прочитана - и Кульгускин стал Кулнускиным. В итоге, совершая неизбежные в процессе поиска ошибки и преодолевая их благодаря вновь открывшимся фактам, мне удалось установить имена всех пятерых авторов записки.

Орлов Владимир Ильич
Красноармеец 367-го стрелкового полка 71-й стрелковой дивизии. Родился 3 мая 1898 года в Санкт-Петербурге, Садовая, 115, кв. 6. Проживал вместе с женой Фелицией: Ленинград, 10-я Красноармейская (ранее - 10-я Рота Измайловского полка), 24, кв. 45. Согласно официальным данным, был убит 11.08.41 и похоронен в братской могиле поселка Хаапалампи под Сортавалой. Согласно финским источникам, попал в плен 18.08.41 в 14 км от города Сортавала (до 1918 года - Сердоболь) и помещен в лагерь военнопленных № 14 города Сортавала. Лагерный № J-344. Лагерь имел филиалы: Хийтола, Элисенваара, Куркиеки.
Алексеев Петр Андреевич
Красноармеец 367-го стрелкового полка 71-й стрелковой дивизии. Родился 21 января 1900 года. Проживал с женой Зинаидой Ивановной: Ленинград, ул. Смольного, 4, кв. 38. Согласно финским источникам, попал в плен 08.08.41 в районе города Сортавала. Организационный лагерь № 1, Настола. Лагерный № О-2119.
Никитин Федор Иванович
Красноармеец 3-го стрелкового полка Ленинградской армии народного ополчения. Родился 5 марта 1905 года. Проживал с женой Надеждой: Ленинград Лесной, Железнодорожный пер., 2, кв. 19. Согласно финским источникам, попал в плен 13.09.41 в районе города Олонец. Организационный лагерь № 1, Настола. Лагерный № О-6011.
Кульгускин (Кульгузкин) Иван Михайлович
Красноармеец 82-го полка войск НКВД по охране железных дорог. Малая родина: деревня Береговка, Бяховский сельсовет, Ракшинский район, Тамбовская область. Согласно официальным данным, 21.08.41 пропал без вести в районе города Антреа Карело-Финской ССР (с 1948 года - Каменногорск Выборгского района Ленинградской области). Согласно финским источникам, в числе военнопленных не значится. Не исключено, что, опасаясь преследования со стороны финнов за принадлежность к НКВД, он, попав в плен, воспользовался чужими документами или назвался вымышленным именем. Полагаю, что сюжет, связанный именно с этим военнопленным, требует дополнительного исследования.

А потом был найден пятый. И он оказался Юловым, а не Юновым, как считалось 80 лет. И он уцелел в плену!
В этом мире случаются чудеса...
Из Центрального государственного архива Санкт-Петербурга пришел долгожданный ответ на запрос петербургской редакции "Российской газеты" и "Родины" о жителях квартиры № 13. Анастасия Сергеевна Брызгалова, сотрудница ЦГА СПб, любезно предоставила в наше распоряжение цифровые копии листов домовой книги прописки граждан по адресу: Моховая, 45, квартира 13, за 1938-1950 годы с имеющимися сведениями о проживании членов семьи Юловых (так в документе): Александра Дмитриевича, Бориса Александровича, Михаила Александровича, Евдокии Александровны7. Ответственный квартиросъемщик и отец семейства Александр Дмитриевич Юлов, 1873 года рождения, проживал в квартире с 10 апреля 1934 года, работал дворником и убирал территорию дома Моховая, 45.
Небольшая квартира № 13, расположенная на первом этаже дома, была служебной жилплощадью дворника. Рядом помещалась мастерская артели "Метбытремонт" № 13, выполнявшая электроремонтные работы в квартирах.
Юлов Борис Александрович
Красноармеец сначала 1-го, а затем 3-го стрелкового полка Ленинградской армии народного ополчения. Родился 30 марта 1923 года. Малая родина: Калининская область, Есеновичский район, деревня Сельцо. Работал слесарем на ленинградском заводе № 211 ("Светлана") Народного комиссариата электропромышленности СССР. В июле 1941 года, не захотев воспользоваться бронью, полагавшейся работнику номерного оборонного завода, приписал себе один год и записался добровольцем в Ленинградское народное ополчение. 2 августа 1941 года выписан с занимаемой площади по адресу: Ленинград, ул. Моховая, 45, кв. 13. Согласно финским источникам, попал в плен 04.10.41 в районе рабочего поселка Свирьстрой. Организационный лагерь № 1, Настола. Лагерный № О-6090. Освобожден из плена войсками Красной армии. В феврале 1958 года награжден медалью "За отвагу", в мае 1985 года - орденом Отечественной войны II степени8.

Рифма истории
Однофамильцы Победы
Авторы записки просили за них отомстить. Судьба исполнила эту просьбу, запечатленную кровью писавшего. 24 июня 1945 года участниками Парада Победы стали однофамильцы авторов записки. Все они в годы войны воевали в Карелии, где попали в плен авторы записки, и обороняли Заполярье.
По брусчатке Красной площади прошли в парадных мундирах, украшенных орденами и медалями:
Орлов Василий Михайлович - гвардии младший сержант, разведчик 87-го гвардейского стрелкового Краснознаменного полка 29-й гвардейской стрелковой Ельнинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии;
Алексеев Леонид Алексеевич - старший сержант, радиотелеграфист, старший танка Т-34 1-й роты 89-го отдельного танкового Печенгского ордена Красной Звезды полка;
Никитин Петр Иванович - капитан, командир 6-й стрелковой роты 1221-го стрелкового полка 367-й стрелковой Краснознаменной дивизии.
Петербургская улица Моховая - одно из знаковых мест центра культурной столицы. На Моховой в разное время жили поэты Тютчев и Вяземский, прозаик Гончаров, композитор Глинка, химик Менделеев, художественный критик Стасов, государственные деятели Столыпин и Горемыкин. Надеюсь, что отныне новыми гениями места, ревностно оберегающими неповторимую атмосферу Моховой, станут и авторы написанной кровью записки.
А пока на Моховую выехал корреспондент "Родины".
- 1. Долгополов Н.М. Истребление русских было поставлено финнами на поток. Книга "Финские изверги", изданная в 1944 году, открывает страшную правду малоизвестных страниц войны и заставляет задуматься о дне сегодняшнем // Родина. 2025. N 5. С. 125.
- 2. Веригин С.Г. Карелия в годы военных испытаний: Политическое и социально-экономическое положение Советской Карелии в период Второй мировой войны 1939-1945 гг. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 375.
- 3. Там же. С. 378.
- 4. ЦАМО. Ф. 58. Оп. 818883. Д. 39. Л. 267.
- 5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 11458. Д. 74. Л. 166 об.
- 6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 563787. Д. 6. Л. 94 об.
- 7. Домовая книга прописки граждан по адресу: ул. Моховая, д. 45 [1938]-[1950] // ЦГА СПб. Ф. Р-7965. Оп. 117. Д. 1499. Л. 370-371, 390. Пользуюсь случаем, чтобы выразить сердечную признательность моим петербургским коллегам Анжелике Гурской и Татьяне Тюменевой, благодаря дружеской помощи которых я получил доступ к этому архивному документу.
- 8. Ленинград. Адресно-справочная книга. 1940. Л.: Лениздат, 1940. С. 433. Другие артели "Метбытремонт" осуществляли бытовой ремонт примусов, керосинок, мясорубок, велосипедов; лудили посуду и никелировали кровати.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем