В Эрмитаже изучили флорентийский портрет Марии Медичи, который раньше считали работой известной итальянской художницы XVI века Софонисбы Ангишолы. Ошибку в портрете разглядела Зоя Купцова, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской живописи XIII-XVI веков. По ее мнению, атрибуция картины ранее была сделана неверно. Портрет написал совсем другой мастер.

Государственный Эрмитаж
Интереснейший портрет Марии Медичи оказался с большой историей.
Хранитель Эрмитажа считает, что символика картины понятна: гвоздику, как правило, держит в руках невеста. И портрет воспринимался как предсвадебный. Но для невесты изображенная как будто слишком взрослая.
У специалистов были всегда сомнения, что загадочный профильный портрет - работа именно Софонисбы Ангишолы. Картину ей приписали на основании предположения немецкого искусствоведа Германа Фосса. Он посчитал, что эрмитажный портрет может быть работой Софонисбы Ангишолы.

Во время недавней реставрации картину расчистили от слоев старых потемневших лаков, провели исследования. И выяснилось, что портрет был больше по формату и платье женщины изначально было не такой пышной конфигурации, а также сама героиня была по-девически тонкой и лишь позднее "заземлилась". То есть, со временем из юной девушки сделали гранд-даму, которая почему-то держит в руках "букет невесты".
Хранитель предположила, что это портрет действительно Марии Медичи. Зоя Купцова обращает внимание на характерное украшение в волосах девушки - шпильку с эффектным декором. Это штучный предмет, который затем встречается на портретах Марии Медичи, и он тщательно прописан. А главное - именно эрмитажное профильное изображение Марии использовали художники, которые создавали иконографическую программу по случаю ее брака с Генрихом IV.
Изначально портрет атрибутировали как работу Тициана, затем предположили, что он происходит из круга Бронзино (или даже создан самим Аньоло Бронзино), после - что это работа Алессандро Аллори. Но есть документальные свидетельства о жизни Марии Медичи во Флоренции, где ее придворным художником был Якопо Лигоцци. И можно предположить, что изначальную версию портрета создали в мастерской Аллори, а затем его дорабатывал Лигоцци как художник, тесно связанный с Марией Медичи.
Что касается самой Марии Медичи - личности на портрете, свою гипотезу Зоя Купцова подтверждает каталогом выставки, посвященной Марии Медичи, которая проходила во Флоренции в 2005 году. И там представлено черно-белое изображение эрмитажного портрета, и он подписан как портрет Марии Медичи. Хранитель отметила, что не только она, но и флорентийские специалисты, у которых есть постоянный доступ к архивам, пришли к выводу, что на портрете Мария Медичи.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем