17 июля 2025 года указом Владимира Путина участнику штурма Рейхстага Алексею Бересту "за мужество, отвагу и самоотверженность" присвоено звание Героя России (посмертно). Учителя и дети московской школы № 1494 пересылали эту новость друг другу и радовались так, как будто наградили их. Они давно знают, что Берест герой...

Школа №1494.
Торжественный караул в День Победы.
Его подвиги
Это лейтенант Берест вместе с сержантом Михаилом Егоровым и младшим сержантом Мелитоном Кантария водружал над Рейхстагом знамя Победы. Те двое сначала сами попытались прорваться на крышу, не получилось. Тогда командир 1-го стрелкового батальона 756-го полка капитан Степан Неустроев дал им в подмогу Береста и назначил его главным. В здании шел жестокий бой, лестничные пролеты рухнули, и лейтенант соорудил лестницу из... себя - ему на плечи вставал Егоров, на того влезал Кантария. Так они забрались на крышу...

Егорова и Кантария знает вся страна, обоим присвоили звание Герой Советского Союза, а Береста обошли с наградой. При том, что именно он стал еще и первым советским парламентером Рейхстага, когда спрятавшиеся в бункере немцы выбросили белый флаг. В подвалах у фрицев сидели генерал и полковники, поэтому попросили, чтобы с нашей стороны тоже был офицер не ниже. Такого в здании не оказалось, и тогда полковником стал Берест. Надел кожаную куртку, чтобы скрыть лейтенантские погоны, взял с собой двоих товарищей и спустился к немцам. Знал, что могут убить, но вел себя спокойно и уверенно. Дал врагам 20 минут на размышление. Когда наши развернулись и пошли назад, у фрицев сдали нервы, стали стрелять, завязался бой. Осколками гранаты Бересту посекло ноги. А немцы вскоре сдались.
А после войны Береста оклеветали - он работал в Неклиновском управлении кинофикации под Ростовом-на-Дону, и на него повесили растрату в несколько тысяч рублей. Деньги эти присвоила кассирша местного клуба культуры, а покрывал ее любовник - помощник районного прокурора. Семнадцать свидетелей показали, что Берест невиновен, но ему дали 10 лет. По сталинской амнистии 1953 года срок сократили вдвое, а отсидел он два с половиной года - за Береста сражались бывшие сослуживцы: писали, просили, доказывали.
Осенью 1970 года Берест спас в Ростове еще одну жизнь. В тот день он забрал из детсада внука и шел с ним мимо разъезда Сельмаш. Приближался пассажирский поезд, вдоль путей двигались люди. Вдруг крик. Берест увидел на рельсах девочку. Бросился за ней, вытолкнул малышку с путей, а сам не успел.
На следующие сутки Алексей Берест умер. Ему было 49 лет.
Его однополчане
Обо всем этом в школе № 1494 рассказывали ветераны 150-й Идрицко-Берлинской ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии, в которой воевал наш герой. Пригласил их еще в 1960-е директор школы Зиновий Биргер, он дружил с бывшим командиром дивизии Василием Шатиловым. Тот пожаловался - в Москву на 9 мая съезжаются много однополчан, а собираться негде. Так учебное заведение стало местом встречи фронтовиков, иногда они и ночевали прямо в спортзале на взятых в аренду раскладушках.
Потом в школе появился музей 150-й дивизии. Ветераны принесли сюда вещи, которые хранили с войны: очки, блокноты, трофейный фотоаппарат "Фойгтландер", захваченный во время боев за Берлин. Берест на эти встречи приехал всего раз, в 1961 году. Его семья жила скромно, не до поездок. Несколько месяцев после войны даже ютились в землянке.

В 1970-е у школы открыли мемориал "Вечным сынам Отчизны" - полуразрушенная кирпичная стена и надписи "Смерть фашистам", "Ни шагу назад", "Дошли, ура!". Они напоминали о боях за Берлин и взятии Рейхстага. Деньги школьники зарабатывали сами: в теплицах совхоза Марфино мыли горшочки для растений, сажали лук. Ветераны тоже сбросились, кто сколько мог. И каждое 9 мая, встречаясь у школьного мемориала, рассказывали про Береста и печалились - почему в нашей стране о нем не пишут.
- Для них это была боль, - рассказала "Родине" бывший руководитель музея школы № 1494 учитель истории Этери Цуркан. - Послевоенная судьба Береста даже страшнее забвения - незаслуженно отсидел в тюрьме. Поражаюсь стойкости этого человека!

Наслушавшись рассказов ветеранов о Бересте, дети предложили собрать совет школы и наградить его званием "Народный герой". Вот что они писали в своих работах:
"Нам, школьникам XXI века, трудно понять тонкости тогдашней военной действительности. Но нам стало очень обидно, когда мы узнали подробности награждения героев штурма Рейхстага. Г.К. Жуков, просмотрев в мае 1945 года представления на награждения за штурм Рейхстага и водружение Знамени Победы, распорядился никого не представлять к званию Героя Советского Союза, пока не будет ясности, кто же действительно достоин. Поэтому сначала участников штурма наградили орденами Красного Знамени, но в их числе Береста не было. Согласно приказу от 19 мая он получил орден "Отечественной войны 1-й степени". Это была отложенная награда, к которой его представили еще до штурма. Как бы в пику Бересту, в тот же день Егоров и Кантария награждаются за водружение Знамени Победы орденами Красного Знамени. Почему Береста отделили от Егорова и Кантарии сразу, еще в мае 1945 года - эта загадка истории и чудовищная несправедливость".

Ученики писали в Ростов-на-Дону, где после войны жил Берест. Он поработал грузчиком, вальцовщиком, слесарем, экспедитором. На заводе "Ростсельмаш" открыли его музей, каждое четвертое ноября, в годовщину гибели, собирались люди и добрым словом вспоминали Алексея Прокофьевича. Ростовчане отвечали москвичам на письма, рассказывали, что в их городе собираются поставить памятник Бересту.
И тогда в школе № 1494 решили, что они тоже увековечат память о герое.

Его потомки
Бюст Береста подарил школьникам проект "Аллея российской славы". Изготовили его в Новочеркасске - до Москвы тысяча километров.
- В нашей школе секретарем директора работает моя выпускница Катя, - улыбается Этери Цуркан. - Она мне как дочь. Я говорю: "Кать, как же нам привезти его в Москву?" - "А помните Сережку Усова из нашего класса? Он работает на "Газели". Я звоню ему. "Сережка, сколько это будет стоить?" - "Как вам не стыдно, Этери Филипповна! Нисколько". И тут Катя: "Я брошу клич нашим ребятам, сбросимся Сережке на бензин". Представляете, какой класс!
Дети Этери Филипповны Цуркан - Катя, Сережа и все остальные из выпуска 1992 года организовали доставку так, чтобы успеть к 70-летию Победы. Успели. И тут оказалось, чтобы согласовать установку памятника, надо минимум полгода, а до 9 мая несколько дней.

И тогда директор школы Светлана Ершова пошла на компромисс.
- Навела справки и узнала - если поставим бюст без оформления бумаг, я как директор заплачу штраф, - рассказала "Родине" Ершова. - Ну и пусть заплачу! Но не позволю, чтобы в день 70-летия Победы бюст лежал на земле. Сделаю все, чтобы к празднику он стоял! И мы успели!
Ставили бюст родители учеников...

- Эта история до сих пор в моей душе, - говорит Этери Цуркан. Она уже год как на пенсии. Давление, головные боли, только недавно из больницы. Но когда рассказывает о Бересте, голос становится звонче, как на линейках, которые она проводила у бюста своего героя.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем