издается с 1879Купить журнал

Заветная месть

Чем был для Иосифа Сталина разгром Квантунской армии в августе 1945 года

Великая архивная революция, сделав достоянием гласности большой массив документов и материалов, десятилетиями пребывавших под спудом, предоставила нам возможность посмотреть на Советско-японскую войну 1945 года сквозь призму нового научного направления - истории эмоций.

Подписание пакта о нейтралитете между СССР и Японией. 1941 год.

Подписание пакта о нейтралитете между СССР и Японией. 1941 год.

Да, азиаты - мы...

13 апреля 1941 года. В Москве подписан пакт о ненападении между СССР и Японией. Хорошо осведомленный современник, аккредитованный в Москве британский журналист Александр Верт обратил внимание на весьма выразительную деталь, сопровождавшую подписание советско-японского договора о взаимном нейтралитете в случае вооруженного конфликта с одной или несколькими третьими державами:

"Все в Москве были поражены тем, как исключительно любезен был Сталин с Мацуокой, японским министром иностранных дел, который приехал из Берлина в Москву для подписания пакта.

Сталин даже совершил такой беспрецедентный жест, что лично явился на вокзал проводить Мацуоку. На перроне он обнял его и сказал: "Ведь мы тоже азиаты, а азиаты привыкли держаться вместе!"1

Пройдут годы и Вячеслав Михайлович Молотов, тогдашний глава НКИД, расскажет журналисту Феликсу Чуеву:

"Японцы, да и немцы, были потрясены. Поезд задержали на час. Мы со Сталиным крепко напоили Мацуоку и чуть ли не внесли его в вагон. Эти проводы стоили того, что Япония не стала с нами воевать. Мацуока у себя потом поплатился за этот визит к нам..." Прощаясь, Молотов и Мацуока на перроне пели "Шумел камыш..." Молотов и это факт не стал скрывать: "Было, было дело... Да, он еле стоял на ногах на вокзале..."2

Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. 1941 год.

Действительно, "азиаты" пошли навстречу друг другу - и каждый из них получил весьма существенную, хотя и временную выгоду от взаимного нейтралитета. Большая война предстояла и СССР, и Японии. Советский Союз на случай неотвратимого в ближайшем будущем вооруженного конфликта с Третьим рейхом на Западе обезопасил от весьма вероятной японской агрессии свой Дальний Восток. А стремящаяся к созданию Великой Восточной Азии Япония после поражений от войск Красной армии на Хасане в 1938-м и Халхин-Голе в 1939 году внесла существенные изменения в направление своей внешней политики и, получив свободу рук на Востоке, приступила к разработке плана большой войны на Тихом океане против США, Голландии и Великобритании.

В этот поворотный момент всемирной истории никто не догадывается, что Сталин долгие годы исподволь вынашивает мысль отомстить Японии за "черное пятно" былого поражения Российской империи. И в минуты плохого настроения, которое вождь тщательно скрывает от окружающих, слушает старую пластинку с песней на слова Степана Петрова (Скитальца), написанную в 1906 году на мотив вальса военного капельмейстера Ильи Шатрова "На сопках Маньчжурии".

Участники подписания мирного договора России с Японией во время конференции в Портсмуте (США). 1905 год. Фото: РИА Новости/Ю. Левянт.

Прослушав заключительные слова, Сталин вновь и вновь переставляет иглу проигрывателя, чтобы опять их услышать:

  • Вы погибли за Русь, за Отчизну.
  • Но верьте ещё мы за вас отомстим
  • И справим кровавую тризну!

Прозрение Пришвина

15 апреля 1941 года. Известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) чутко улавливает грядущие исторические последствия подписания советско-японского пакта. В потаенном дневнике, который считает главной книгой своей жизни, он делает проницательную запись: "Сегодня пакт с Японией, значит, война Европы и Азии с Америкой"3.

Михаил Пришвин. Фото: РИА Новости/М. Барабанов

22 июня 1941 года. Заместитель наркома государственной безопасности Богдан Захарович Кобулов (1904-1953) получает обстоятельную докладную записку о мероприятиях по обеспечению порядка в Москве и Московской области, проведенных в первый день Великой Отечественной войны органами государственной безопасности и внутренних дел. Документ состоит из двадцати пунктов, причем уже втором пункте идет речь о превентивных мерах, предпринятых против японского шпионажа в столице. Пакт пактом, а борьбу со шпионажем никто не отменял. К проблеме чекисты подошли комплексно.

"На 17 час. арестовано 14 человек и подготовлено к аресту 240 человек, из них по линии немецкого шпионажа - 71 человек, японского - 6, венгерского - 2, английского - 4, итальянского - 3, турецкого - 2, румынского - 5. Кроме того, по линии уголовного розыска подготовлено к изъятию уголовно бандитского элемента 231 человек.

...Из тюрем УНКВД МО вывезено в лагеря 1000 арестованных и подготовлены места для содержания вновь поступающих арестованных. Для интернированных иностранцев организован специальный лагерь на 300 человек"4.

22 июля 1941 года. Член ЦК ВКП(б), секретарь Союза писателей СССР и бригадный комиссар Красной армии Александр Александрович Фадеев (1901-1956) настойчиво предлагает писателю Пришвину незамедлительно эвакуироваться из Москвы. Пришвин с ним полемизирует, утверждая, что очень скоро Красная армия во главе с товарищем Сталиным перейдет в контрнаступление и разгромит немцев.

"Мы этого все желаем, - ответил Фадеев, - но ведь делается не всегда по нашему желанию, вот например, Япония может выступить"5. В процессе откровенного и доверительного разговора выясняется, что хорошо информированный и приближенный к вершине власти Фадеев не верит, что Япония будет соблюдать пакт о нейтралитете.

23 июля 1941 года. Пришвин мысленно возвращается к диалогу с Фадеевым и дополняет дневник крайне эмоциональной репликой высокопоставленного собеседника. "А когда там у члена ЦК зашел разговор о переезде в Красноярск, то это убежденный коммунист отсоветовал: - А если Япония? - Позвольте, - сказал я, - мы же разобьем, немцы отступят, и Япония не выступит. - Мы все так думаем, но если... разве можно связывать свою личную судьбу с военным счастьем".

Пошел второй месяц со дня начала Великой Отечественной войны. Пришвин в метафорической форме формулирует мысль о выжидательной позиции Японии: "Япония нависла и ждет, как морской рак ждет, когда крупная рыба акула зацепится на крючке перемета и тогда можно ей живой выесть глаза"6.

Тегеранская конференция: генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, президент США Ф.Д. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль. 1943 год. Фото: РИА Новости.

Пришвин оказался пророком. 28 ноября 1943 года, во время Тегеранской конференции "Большой тройки", Сталин мастерски разыграет "японскую" карту и вынудит Рузвельта и Черчилля дать твердое обещание открыть "второй фронт" в Европе в 1944 году.

7 декабря 1941 года. Япония внезапно атакует американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе. До той поры нейтральные Соединенные Штаты Америки вступают во Вторую мировую войну. Спустя три дня, 10 декабря, Пришвин постигает это событие: "С выступлением Японии стало ясно, что война эта не может кончиться случайным сговором на коротенький мир. Война эта может быть очень длительной"7.

"Ни черта с япошкой не выйдет без нас!"

25 января 1942 года. Руководитель группы по спецработе "Клавдия" деловито информирует своих кураторов из "органов" о разговорах, которые ведутся на фабрике "Мосбелье" N 14 и на московских заводах имени 1905 года и "Пролетарский труд".

"Очень мало говорят о войне между Японией, Америкой и Англией. Один гражданин, читая газету у газетной витрины, сказал: "Ни черта у них с япошкой не выйдет без нас"8.

Г. Коул. Японская атака на Перл-Харбор. 1944 год.

12 июня 1942 года. В Москворецком районе города Москвы на предприятиях проходят митинги, посвященные подписанию договора о сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и Великобританией. Кладовщик типографии Московско-Окского управления речного пароходства тов. Марзленко задает резонный вопрос: "Япония воюет с союзниками нашими, по договору выходит, что мы должны воевать с Японией, как это надо понимать?"9 Пройдет три года - и проницательный кладовщик получит исчерпывающий ответ.

6 ноября 1944 года. Верховный Главнокомандующий маршал Сталин выступает с докладом на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы. Заседание посвящено 27-й годовщине Октябрьской революции. "Азиат" Сталин впервые слегка приоткрывает свое личное отношение к "азиатам" Японии. В докладе Германия и Япония названы агрессивными нациями:

"...Как показывает история, агрессивные нации как нации нападающие обычно бывают более подготовлены к новой войне, чем миролюбивые нации, которые, будучи не заинтересованы в новой войне, обычно опаздывают с подготовкой к ней. Это факт, что агрессивные нации в нынешней войне еще перед началом войны имели уже готовую армию вторжения, тогда как миролюбивые нации не имели даже вполне удовлетворительной армии прикрытия мобилизации. ... Было бы наивно объяснять эти факты личными качествами японцев и германцев, их превосходством над англичанами, американцами, русскими, их предусмотрительностью и т.д. Дело здесь не в личных качествах, а в том, что заинтересованные в новой войне агрессивные нации, готовящиеся к войне в течение длительного срока и накапливающие для этого силы, бывают обычно - и должны быть - более подготовлены к войне, чем нации миролюбивые, не заинтересованные в новой войне. Это естественно и понятно. Это, если хотите, историческая закономерность, которую было бы опасно не учитывать"10.

Переход советских частей через большой Хинган. Китай. Август 1945 года. Фото: РГАКФД.

15 января 1945 года. Накануне начала работы Ялтинской (Крымской) конференции союзников заместитель наркома иностранных дел Соломон Абрамович Лозовский (1878-1952) составляет капитальную аналитическую записку о советско-японском пакте 1941 года. "...в первый период советско-германской войны мы были заинтересованы больше, чем японцы, в сохранении пакта, а начиная со Сталинграда японцы заинтересованы больше, чем мы, в сохранении пакта о нейтралитете"11. (Выделено С.А. Лозовским. - Ред.)

Лозовский, отвечающий в НКИД СССР за отношения с Японией, четко формулирует итоговый вывод: до конца 1945 года у СССР нет оснований для вступления в войну с Японией. Сталин с выводом дипломата не соглашается и в феврале 1945-го, во время встречи "Большой тройки" в Ялте, обещает Рузвельту: СССР вступит в войну с Японией через 2-3 месяца после капитуляции Германии. Сталин слово сдержал. Объявлению войны предшествовала денонсация пакта 1941 года.

Вот - срок настал

12 апреля 1945 года. МГК ВКП(б) получает информационную сводку об откликах трудящихся Молотовского (в 1957 году вошел в состав Пролетарского) района столицы на денонсацию пакта о ненападении, заключенного в 1941 году с Японией. Сотрудники трех столичных наркоматов, не опасаясь чужих ушей, четко формулируют и откровенно выкладывают собеседнику свое отношение к внешней политике страны. А многочисленные информаторы незамедлительно берут на карандаш их эмоционально окрашенные рассуждения.

Обращение И.В. Сталина к советскому народу о капитуляции Японии во Второй Мировой войне. 3 сентября 1945 года. Фото: РИА Новости/ М. Филимонов.

"В Наркомате электростанций по этому вопросу некоторые товарищи в частной беседе высказывали следующее мнение.

...Тов. Царёв, член ВКП(б), и Цыейгман, работники Планового отдела, высказались следующим образом: "После разгрома Германии СССР вступит в войну с Японией для обеспечения дальневосточных границ".

Наркомат нефтяной промышленности

Тов. Шапакин, беспартийный (начальник Финансового отдела Главнефтестроя), сказал: "Со стороны союзников был определенный нажим в этом отношении, и на Крымской конференции об этом договорились, недаром же в последнее время происходила концентрация наших войск на Востоке".

...Тов. Фридман, кандидат партии (начальник сектора организации труда), сказал: "...Если война с Японией начнется, то она будет менее кровопролитна, чем с Германией. С Японией, как с давешним врагом, надо покончить навсегда".

Наркомат химической промышленности

Тов. Мануйло, член ВКП(б) (начальник 1-го Отдела Главанилпрома), сказал: "Денонсирование договора показывает, что Советский Союз стал более могучей страной. Теперь Япония должна почувствовать, что с Советским Союзом шутить не придется, а, наоборот, придется все то, что в свое время японцами было захвачено у России, вернуть обратно"12.

9 августа 1945 года. Член ЦК ВКП(б), первый секретарь МК и МГК ЦК ВКП(б), Председатель исполкома Моссовета Георгий Михайлович Попов (1906-1968) получает обширную информационную справку о противоречивых откликах трудящихся столицы на заявление Советского правительства об объявлении войны Японии. Документ составлен на основании донесений всюду присутствующих информаторов, чутко уловивших мощный всплеск неуправляемых эмоций москвичей.

"... Поступающие отклики с митингов, а также высказывания на беседах, в частных разговорах характеризуют, в своем подавляющем большинстве, положительное отношение трудящихся к заявлению Советского правительства об объявлении войны Японии. ...

Личный состав 5-го гвардейского танкового корпуса проводит митинг. Маньчжурия. 01.08.1945 Фото: РИА Новости.

Вместе с тем имеются отдельные высказывания отрицательного характера. Некоторые считают, что быстрое объявление войны Японии после Берлинской конференции продиктовано Америкой и Англией.

"Американцы и англичане боятся жестоких боев, - говорит работница фабрики кожевенных изделий т. Девяткина, - они жалеют крови своих солдат. А мы, русские, - народ простой, добродушный. Жалко наших людей. Ведь мы сейчас воюем не по своей доброй воле, воюем за господ англичан и американцев".

Из многочисленных вопросов наиболее распространенными являются: "Америка, Англия, Китай предложили Японии безоговорочную капитуляцию - нельзя ли пойти на частичную капитуляцию с тем, чтобы быстрее закончить войну? ... Возможны ли налеты японской авиации на Москву? Будет ли в Москве введена светомаскировка?"13

Встреча советского офицера с военнопленными группировки Императорской армии Японии. Фото: РИА Новости/Галина Санько.

Особый счет к Японии

3 сентября 1945 года. "Правда" и другие газеты СССР опубликовали обращение Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина к советскому народу в связи с подписанием Японией акта капитуляции и завершением Второй мировой войны. В нем вождь без обиняков говорит о своих личных переживаниях, связанных с этой войной.

"Товарищи!

Соотечественники и соотечественницы!

Сегодня, 2 сентября государственные и военные представители Японии подписали акт безоговорочной капитуляции. ...

Следует отметить, что японские захватчики нанесли ущерб не только нашим союзникам - Китаю, Соединенным Штатам Америки, Великобритании. Они нанесли серьезнейший ущерб также и нашей стране. Поэтому у нас есть еще свой особый счет к Японии.

Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году, во время русско-японской войны. Как известно, в феврале 1904 года, когда переговоры между Японией и Россией еще продолжались, Япония, воспользовавшись слабостью царского правительства, неожиданно и вероломно, без объявления войны напала на нашу страну и атаковала русскую эскадру в районе Порт-Артура, чтобы вывести из строя несколько русских военных кораблей и создать тем самым выгодное положение для своего флота. ... Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.

...Поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт безоговорочной капитуляции.

Переговоры японских парламентеров с уполномоченными представителями Советского Союза об условиях капитуляции Квантунской армии. 1945 год. Фото: РИА Новости/С. Раскин

Это означает, что Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии.

Наш советский народ не жалел сил и труда во имя победы. Мы пережили тяжелые годы. Но теперь каждый из нас может сказать: мы победили. Отныне мы можем считать нашу Отчизну избавленной от угрозы немецкого нашествия на западе и японского нашествия на востоке. Наступил долгожданный мир для народов всего мира"14.

Генерал-майор артиллерии Артем Федорович Сергеев, приемный сын Сталина, поведал о красноречивых подробностях частной жизни вождя. Война с Японией была для Сталина не только стратегической операцией, но и глубоко личным делом.

"И он вернул утраченные территории! Россия была восстановлена в старых границах. А дальше из так называемого санитарного кордона он создал союзные государства. Он создал первую державу мира. ...Он никогда не говорил, что, мол, горжусь чем бы то ни было. Но при этом оттаивала его душа. Это был бальзам на его душу. Это было заметно"15.

  • 1. Верт А. Россия в войне 1941-1945. М.: Прогресс, 1967. С. 74.
  • 2. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. М.: ТЕРРА, 1991. С. 30.
  • 3. Пришвин М.М. Дневники. 1940-1941 / Подгот. текста Я.З. Гришиной, А.В. Киселевой, Л.А. Рязановой; статья, коммент. Я.З. Гришиной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 425.
  • 4. Москва военная. 1941-1945: Мемуары и архивные документы / Сост. К.И. Буков, М.М. Горинов, А.Н. Пономарев. М.: Мосгорархив, 1995. С. 43, 44.
  • 5. Пришвин М.М. Дневники. 1940-1941. С. 524.
  • 6. Там же. С. 526.
  • 7. Там же. С. 719.
  • 8. Москва прифронтовая. 1941-1942: Архивные документы и материалы / Москов. гор. об-ние архивов; Сост. М.М. Горинов, В.Н. Пархачев, А.Н. Пономарев. М.: Мосгорархив; Московские учебники, 2001. С. 467.
  • 9. Москва Победная. 1941-1945: Архивные документы и материалы / Сост. В.А. Арцыбашев. С.С. Войтиков, С.Д. Гарнюк, Д.Г. Давиденко. М.: ЦГА Москвы, 2015. С. 36-37.
  • 10. Сталин И.В. Сочинения. Т. 15. М.: Писатель, 1997. С. 201-202.
  • 11. Славинский Б.Н. Ялтинская конференция и проблема "северных территорий": Современное документальное переосмысление. М.: Новина, 1996. С. 85.
  • 12. Москва Победная. 1941-1945. С. 252.
  • 13. Москва послевоенная 1945-1947: Архивные документы и материалы / Моск. гор. об-ние архивов; Сост.: Горинов М.М. и др.; Сост. иллюстратив. части Пушкова Л.Л.; Редкол.: Киселев А.С. (пред.) и др. М.: Мосгорархив, 2000. С. 94-96.
  • 14. Сталин И.В. Сочинения. Т. 15. М.: Писатель, 1997. С. 241-242.
  • 15. Сергеев А., Глушик Е. Беседы о Сталине. М., 2006 // http://coollib.net/b/248398/read


Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться