издается с 1879Купить журнал

В день окончания Второй мировой историки почтили память победителей в Южно-Сахалинске

23:05

Третьего сентября Россия отметила День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. По мнению историков, собравшихся в эти дни в Южно-Сахалинске на IV Международной научной конференция "Уроки второй мировой войны и современность", эта дата имеет особое значение для нашей страны, символизируя восстановление исторической справедливости на Дальнем Востоке. Именно в этот день советские войска завершили разгром Квантунской армии, вынудив Японию подписать акт о безоговорочной капитуляции.

Группа участников Международной конференции в Южно-Сахалинске готовится возложить цветы к мемориалу победителей.

Валерий Кульбаков

Группа участников Международной конференции в Южно-Сахалинске готовится возложить цветы к мемориалу победителей.

В этом году дата круглая: 80 лет! Столько прошло с момента возвращения в родные исторические границы и Южного Сахалина, и Курильских островов. В Южно-Сахалинске прошёл военный парад. А участники вышеупомянутой конференции, возложили цветы к мемориалу победителей.

Накануне ученые и гости продолжили работу в секциях на базе исторического парка "Россия - моя история".

Одно из резонансных выступлений касалось ран, нанесенных во время этой войны природе. Бил тревогу Валентин Пронько, кандидат исторических наук, профессор, член СП России.

Бомбы замедленного действия

По мнению Валентина Адамовича, на долю современной России выпало и это испытание. Огромные территории оказались загрязнены тротилом, просочившимся через почву в грунтовые воды.

- К сожалению, никто из ученых досконально не занимался выяснением, что вбирают в себя на таких полях сельскохозяйственные культуры.

Целенаправленное отравление экосистемы - часть варварских преступлений, совершенных оккупантами. Это входило в планы германских нацистов и их многочисленных европейских союзников, когда под ударами Красной Армии им пришлось отступать. Изданный 7 сентября 1943 г. немецким командованием приказ своим войскам - делать все, чтобы оставляемая территория не могла использоваться длительное время ни в военном, ни в сельскохозяйственном отношении.

Советская земля оказалась усеяна и оружием, боеприпасами. Велика и угроза, что убийственные капканы могут сработать сегодня в неизвестных схронах. Особенно это касается морей, где труднее отыскать и обезвредить зловещие залежи.

Морские могильники

К концу 1941 года ожесточенные бои велись на подступах к Севастополю. На полуострове хранились серьезные запасы химических веществ. Чтобы не оставлять их немцам, утопили в море. С 27 по 29 июня 1942 г. опасные боеприпасы доставлялись в Казачью бухту и грузились на судно "Папанинец", которое дальше исполняло поставленную задачу.

Чуть раньше, у входа в Южную бухту затонул судно "Грузия", перевозившее снаряды с ипритом и люизитом (отравляющими веществами кожно-нарывного действия). Они так и покоятся на дне в 8-9 милях от мыса Фиолент.

Химическим оружием напичкано дно у Крымского полуострова. 200-литровые бочки с хлорпикрином неоднократно вылавливались рыбацкими тралами в 80-х годах. Предположительно, на глубинах более тысячи опасных контейнеров, срок годности которых, рассчитанный на 70 лет, истек в 2011 г.

Президент союза "За химическую безопасность" доктор химических наук Л. А. Федоров полагал, что особую опасность представляют продукты разложения иприта. И мышьяк. Правда, он не считал, что контейнеры, по утилизации которых было много проектов, представляют угрозу, поскольку природа, укутывая захоронения илом по 0,5 см в год, обеспечивает их сохранность. Но бдительность терять нельзя.

На Балтике свои "секреты"

В Европе, спустя 2,5 года после окончания войны, бывшие союзники по антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания и Франция), провели секретную операцию по уничтожению химического оружия Третьего Рейха. Каждая сторона отвечала за то, что было в зоне ее оккупации: около 65 тыс. тонн химических боеприпасов досталось "союзникам", заметно меньше, 35 тыс. тонн - советским войскам.

Предполагалось использовать в качестве могильников немецкие военные корабли. Старые суда загружались всем, в чем хранились отравляющие вещества. И на глубинах более 1 тыс. метров решили их топить. Пускать на дно планировалось не в мелководной Балтике, а в глубоководном Атлантическом океане.

Большую часть химического оружия американцы погрузили на 42 корабля вермахта, караван вышел в Северное море. Но разыгравшаяся вдруг непогода не позволила американцам и примкнувшим к ним англичанам вывести опасные корабли в Атлантику. В итоге их отправили на дно Балтийского моря, в проливах Скагеррак и Каттегат, соединяющих Балтику с Атлантикой, - недалеко от Норвегии.

Операция проведена с июня по декабрь 1947 г. Погрузочно-разгрузочные работы выполняла бригада грузчиков, набранных из числа жителей Германии. Балтийский флот СССР тоже участвовал в выборе районов и в навигационном обеспечении операции .

Первые захоронения - в 70 милях юго-западнее латвийского порта Лиепая.

Свою часть химических боеприпасов, по согласованию с союзниками, советская сторона затопила россыпью в акватории Балтийского моря на относительно небольших глубинах - от 100 до 110 м. На 1200 кв. км морского дна было сброшено 5 тыс. тонн боеприпасов и контейнеров с отравляющими веществами. Оставшиеся 30 тыс. тонн затопили в районе датского острова Борнхольм, в общей сложности, усеяв ими около 2100 кв. км дна Балтики.

По имеющимся данным, Советским Союзом затоплено 7,6 тыс. тонн иприта; адамсита - 1,6 тыс. тонн; иных мышьяксодержащих - 2,2 тыс. тонн; хлорацетофенона - 0,6 тыс. тонн; других отравляющих веществ - 0,08 тыс. тонн.

Морской Чернобыль

Биологи стран Балтийского региона, сталкиваясь с различными аномалиями морских обитателей, подтверждают, что рыбы, которые плавают в местах захоронения химоружия, имеют больше генетических дефектов, нежели те, которые обитают в других акваториях Балтики. Первые сообщения об этом зафиксированы в 80-х годах прошлого столетия. Мутации у рыб напрямую связаны с воздействием горчичного газа иприта, боеприпасы с которым оказались на морском дне.

Отравляющие вещества и продукты их гидролиза некоторое время циркулируют в этой акватории, затем верхним течением возвращаются в Северное море, отравляя и его. В Балтийском и Северном морях рыболовецкие корпорации ежегодно добывают около 2,5 млн. тонн разнообразной рыбы, значительная часть которой может содержать в клетчатке опасные вещества. Попавшее по т.н. пищевой цепочке в организм человека даже ничтожное их количество, обладает сильным токсичным и мутагенным действием. Подчас это опаснее, чем последствия радиоактивное облучение.

По предварительному анализу, существенный выброс иприта впервые должен произойти примерно через 60 лет после затопления. Можно предположить, что интенсивное отравление прибрежных вод Европы началось в конце первого десятилетия XXI века. И продлится на десятилетия.

Осенью 1997 г. из акватории шведского порта Люсечил поступил тревожный сигнал: "Морской экологический патруль", куда входят и российские океанологи, обнаружил придонные концентрации отравляющих веществ, в сотни раз превышающие фоновый уровень.

- Экологическая катастрофа, отсчет времени до которой начался десятилетиями назад, способна превратить весь регион Балтийского моря в гигантский Чернобыль, - предостерегает ученый.

Серьезную тревогу вызывают и компактные захоронения, где боеприпасы хранятся в трюмах судов. Рано или поздно может наступить момент, когда верхняя часть боеприпасов своей тяжестью продавит ослабленные коррозией оболочки снарядов нижних ярусов. И тогда не исключен массовый залповый выброс отравы в воду. В таком случае естественный гидролиз просто не успеет сделать свое дело. И опасные вещества попадут в упомянутые выше пищевые цепочки.

Надёжен ли "Скаген"

Возникла идея разработки международной программы сотрудничества, с привлечением лучших специалистов со всего мира, для ликвидации угрозы от химического оружия в проливах Скагеррак и Каттегат, которую назвали проектом "Скаген".

Западные специалисты предлагали:

- поднять и перезахоронить суда на больших глубинах в открытом океане;

- вскрыть трюмы, содержимое вывезти и уничтожить;

- накрыть суда саркофагами по аналогии с Чернобыльской АЭС.

Российские эксперты взвешивали каждый из трех вариантов. И нашли их неприемлемыми. Из-за чрезмерной дороговизны, риска и больших временных издержек. Не исключали, что в момент подвижки судна или грунта, также может произойти окончательная разгерметизация опасных боеприпасов.

В России нашли выход

Отечественные специалисты-экологи пришли к такому выводу: касаться захоронений нельзя и по той причине, что в боеприпасах содержатся взрывчатые вещества, которые в морской воде образуют пикраты, чувствительные к ударам и толчкам. При попытке разгрузить трюмы, может случиться взрыв. В результате отрава частично растворится в воде, что-то осядет на дне в виде дымящихся желеобразных комков, способных на десятилетия сохранить свои токсичные свойства.

Передовые технологии предложили в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин" и других организациях, участвовавших в разработке методов предотвращения донных ЧП вокруг затонувшей атомной подводной лодки "Комсомолец". Не вдаваясь в специфику деталей, отметим: они подходят и для изоляции химических боеприпасов на Балтике или Черном море.

То есть, Россия располагает всем необходимым, включая технологии и специалистов, способных за 4-5 сезонов на море завершить всю операцию по капсулированию судов. А финансовые затраты могут обойтись в 30-100 раз дешевле, чем предлагаемые западными коллегами альтернативные способы нейтрализации дремлющей смерти.

Глобальная задача

- Перед мировым научным сообществом стоит экологическая задача глобального масштаба,- подчеркнул Валентин Пронько. - И общие усилия могут быть сосредоточены на следующих направлениях:

- мониторинг и составление карты захоронений с применением современных методов (гидроакустика, дистанционное зондирование, химический анализ воды и биоты);

- оценка рисков для здоровья человека и экосистем;

- разработка и поэтапная реализация безопасных технологий нейтрализации и изоляции (капсулирование, локальная изоляция, контролируемая утилизация) при строгом международном контроле.

Повторим, именно Россия располагает экспертным потенциалом и технологиями, которые могут стать частью комплексного решения. Но без совместных усилий стран-участниц сложно рассчитывать на успех. Необходим единый штаб для международных программ финансирования, обмена данными и координации действий. Это позволит минимизировать экологические риски, защитить и сохранить биоресурсы для будущих поколений.

А решив задачу по очистке Балтики и Черного моря, можно будет переключиться и на вероятные проблемы Тихого океана и его морей.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться