издается с 1879Купить журнал

Троллейбусы из СССР возвращает к жизни энтузиаст в Калуге

09 сентября 2025

Ретро-троллейбус ЗиУ-682В с "ресничками" над передними фарами получил приз зрительских симпатий на III выставке исторической техники "Спутник", которая состоялась в Калуге в конце августа. С любовью восстановленная машина - на ходу. И более того, несколько таких экземпляров можно увидеть в городе каждый день - аналог такой коллекции троллейбусов найти в России трудно. Они выходят на линию благодаря заботе водителей. Одного из них - Максима Дорофеева - фанаты советского электротранспорта называют "главным в мире реставратором троллейбусов".

Максима Дорофеева - фанаты советского электротранспорта называют "главным в мире реставратором троллейбусов".

vk.com/Максим Дорофеев

Максима Дорофеева - фанаты советского электротранспорта называют "главным в мире реставратором троллейбусов".

Его руками восстановлены машины марки ЗиУ-9 (ЗиУ-682), которые выпускали в Энгельсе на заводе имени Урицкого. Это самый массовый троллейбус в истории. Он появлялся во многих советских фильмах. Модель серийно производили с 1972 по 2015 год и эксплуатировали не только в СССР, но и за рубежом. Как утверждают знатоки, "классических" ЗиУ-682В осталась от силы сотня в четырех странах. Из них пять - в Калуге, где жителей исправно возят троллейбусы, сделанные более 35 лет назад.

Максим Дорофеев, влюбленный в старый ЗиУ, около десяти лет трудился в московских троллейбусных парках NoNo 6 и 8. Он был и мастером по ремонту, и водителем, и старался поддерживать работоспособность советских машин до последнего. Освоил профессии автослесаря, сварщика, электрика... Мечтал работать в музее общественного транспорта.

Как утверждают знатоки, "классических" ЗиУ-682В осталась от силы сотня в четырех странах. Из них пять - в Калуге, где жителей исправно возят троллейбусы, сделанные более 35 лет назад. Фото: vk.com/Максим Дорофеев

Но в 2012 году, когда в столице списали последние образцы этой серии, решил переехать туда, где они еще востребованы. В Калуге он увидел на улице троллейбус, в капремонте которого сам когда-то участвовал. Это решило дело.

Руководство МУП ГЭТ "Управление Калужского троллейбуса" поддержало его инициативу. И теперь Максим, работая водителем, продолжает реставрировать ретро-технику. Однажды он вернул к жизни троллейбус ЗиУ-5 буквально из металлолома - кузов служил дачным сараем. Увы, через несколько лет машину, на которую не было документов, все равно пришлось порезать...

В нескольких европейских странах и США старые трамваи и троллейбусы используют на постоянной основе для экскурсий. Энтузиаст верит, что в России такое тоже возможно.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться