издается с 1879Купить журнал

В гробнице якутского князца XVII века пропало самое главное

17:20

Археологи исследовали захоронение хангаласского родоначальника (тойона) Мазары Бозекова - это один из виднейших лидеров якутского народа в XVII веке, который был удостоен в Москве аудиенции у царя Федора Алексеевича. В результате этого был смягчен ясачный режим, возвращены и расширены части утраченных ранее властных полномочий тойонов в княжеском статусе. В историю это вошло в виде легенд и преданий, а Бозеков и его товарищи, также встречавшиеся с царем, стали князцами.

Ученые предположили, что вполне вероятно именно это деревянное сооружение изображено на картине Михаила Носова "Старинная якутская могила" 1935 года.

ipdn.ru

Ученые предположили, что вполне вероятно именно это деревянное сооружение изображено на картине Михаила Носова "Старинная якутская могила" 1935 года.

Могилу обнаружили в Якутии 1933 году, но на протяжении долгого времени ее точное месторасположение было неизвестно. В 2023 году археологи обнаружили уже вскрытое погребение и определили, что здесь был захоронен Бозеков. Ученые установили, что это яркий пример погребального памятника представителя якутской элиты XVII века - времени, когда местная родовая знать начала активно взаимодействовать с Русским государством. И это повлияло на трансформацию культурного облика народа в целом.

Самое интересное, как уточняется в научной статье, опубликованной в "Вестнике археологии, антропологии и этнографии", в захоронении не было костяка Бозекова. Хотя описания первых раскопок 1933-го не содержали информации, что его изымали из могилы.

Артефакты из захоронения Мазары Бозекова. Фото: ipdn.ru

Погребальный памятник Мазары Бозекова находится в могильном комплексе Истээх Быраан в Хангаласском улусе, в долине реки Эркээни. Изначально это был центр родовых территорий хангаласцев. В могильном комплексе находится около 30 захоронений разного возраста.

Археологическая экспедиция Якутского областного музея в 1933 году выяснила, что могила Мазары, глубоко почитаемая хангаласцами как сакральный памятник предков, расположена на краю террасы, с которой открывался вид на его родовую усадьбу в местности Куудук.

Ученые описали останки Бозекова: мужчина "не ниже среднего роста", одежда истлела, сохранились только фрагменты разной дорогой материи. На кистях обеих рук имелись перстни с фигурными изображениями, один из них был украшен цветным камнем. В гробу были найдены три пуговицы с эмалированной инкрустацией, предмет со следами эмали, напоминающий запонку, металлические части пояса, колчан с 18 стрелами с железными и костяными наконечниками, нож с костяной рукояткой также со следами эмалевой инкрустации.

Сбоку, в пространстве, отделенном стоявшей на ребре плахой, были обнаружены железный котел, кожаный сосуд для кумыса симир, деревянная чаша кытыйа, седло с серебряными орнаментированными накладками на передней луке. Сейчас эти артефакты хранятся в музее.

При повторном вскрытии могилы через 90 лет ученые нашли лезвие ножа, погнутое в нескольких местах, разбросанный мелкий бисер белого и голубого цвета, фрагменты металлических изделий, железные уголки гроба и саркофага, множество частей берестяных полотнищ. В юго-западном углу захоронения были найдены зубы, позвонки, ребра и кости стоп человека, здесь же находились кости животного. Костяк Бозекова кто-то неизвестный извлек из могилы ранее. Данных о сдаче останков Мазары Бозекова в музей среди книг поступлений и другой музейной документации обнаружено не было.

Вывод, который сделали ученые - в захоронении было много предполагаемых "царских даров" - предметов русского происхождения. Наличие боевого оружия подтверждает, что как родоначальник Бозеков исполнял по традиции и воинские функции. То, что в погребении не было традиционного коня, может свидетельствовать о начале трансформации обряда под влиянием русского православия.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться