издается с 1879Купить журнал

Откровения капитана разрушили легенду о гибели в Арктике его корабля

13:17

Более века история "Эндьюранса" оставалась символом человеческой воли и героизма. Судно, зажатое антарктическими льдами в 1915 году, стало легендой, а его капитан - Эрнест Шеклтон - примером лидера, который сумел спасти всех своих людей. Но новое исследование ставит под сомнение безупречную репутацию самого корабля и показывает, что Шеклтон прекрасно понимал, на какой риск шел. Об этом пишет Daily Mail.

Новое исследование ставит под сомнение безупречную репутацию корабля "Эндьюранс" и показывает, что Шеклтон прекрасно понимал, на какой риск шел.

dailymail.co.uk/wikipedia.org

Новое исследование ставит под сомнение безупречную репутацию корабля "Эндьюранс" и показывает, что Шеклтон прекрасно понимал, на какой риск шел.

Финский инженер-механик Юкка Тухкури из Университета Аалто впервые провел детальный структурный анализ "Эндьюранса" и сравнил его с другими полярными судами начала XX века. Вывод оказался неожиданным: корабль не был рассчитан на давление паковых льдов и уступал по прочности многим своим современникам.

Судно нашли лишь в 2022 году на глубине почти трех километров в море Уэдделла. Его корпус удивительно хорошо сохранился. Фото: dailymail.co.uk

По словам Тухкури, слабым местом оказался удлиненный машинный отсек - именно он ослабил корпус. Кроме того, на "Эндьюрансе" отсутствовали диагональные балки, которые в других судах помогали распределять нагрузку и предотвращали разрушение при сжатии льдом. Даже палубные балки и шпангоуты были сделаны из менее прочной древесины. Все это делало судно уязвимым для экстремальных антарктических условий.

Но самое удивительное - Шеклтон, похоже, знал об этих недостатках заранее. Из писем к его жене следует, что исследователь сомневался в надежности корабля и признавал, что предпочел бы ему свой прежний "Нимрод". Более того, на другой верфи он советовал строителям укреплять корпуса диагональными балками - теми самыми, которых не было на его собственном судне.

"Мы должны задаться вопросом, почему Шеклтон все же выбрал это судно, - говорит профессор Тухкури. - Вероятно, он действовал под давлением сроков и бюджета. Возможно, считал, что сумеет справиться с любыми трудностями".

История подтвердила, что он не ошибся в себе: несмотря на гибель корабля, все 28 членов экипажа выжили. Однако исследование разрушает старый миф о "самом прочном деревянном судне своего времени". На деле "Эндьюранс" был рассчитан на арктические воды, а не на давление антарктических льдов.

Судно нашли лишь в 2022 году на глубине почти трех километров в море Уэдделла. Его корпус удивительно хорошо сохранился, но теперь ученые видят в нем не только памятник героизму, но и урок инженерной самоуверенности.

Эрнест Генри Шеклтон (1874-1922) - англо-ирландский полярный исследователь, один из главных героев так называемого "героического века исследований Антарктики". Он участвовал в экспедиции Роберта Скотта на "Дискавери", а затем возглавил собственные миссии - "Нимрод" и "Эндьюранс". Через несколько лет после неудачи с "Эндьюранс" Шеклтон вновь вернулся в Антарктику с экспедицией "Квест", но умер от сердечного приступа на острове Южная Георгия. Сегодня его имя стоит в одном ряду с величайшими исследователями полярных широт - от Руаля Амундсена до Роберта Скотта.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться