издается с 1879Купить журнал

На Эльбрус с мольбертом: как покоряла горы первая советская художница-альпинистка

16:25

Серию акварелей, написанных сто лет назад на высоте трех-четырех тысяч метров, обнаружили в архиве частного коллекционера. Автором оказалась Татьяна Анисимова (1904-1987), супруга известного живописца Александра Куприна и первая художница со званием "альпинист СССР". Ее прославили пленэры в высокогорьях Кавказа. В 1930-е годы Анисимова поднималась на Эльбрус с группами командиров Красной Армии. Они ставили мировые рекорды массовых восхождений.

Вернули из забвения

Картины этой отважной женщины хранятся в Третьяковской галерее, Государственном литературном музее и некоторых региональных собраниях. Часть наследия считалась утраченной. Графику Анисимовой знают в основном по репродукциям из старых книг. Теперь можно увидеть подлинные рисунки, которые были сделаны прямо на леднике, на пронизывающем ветру, во время второй альпиниады Рабоче-крестьянской Красной армии. Художница тогда поднялась на высоту 5595 метров. Считала этот период "счастливейшим временем творческих удач".

Четыре десятка листов - пейзажи, портреты альпинистов и их проводников - купил для себя анонимный ценитель около десяти лет назад. Они лежали в папке "неопознанными" и ждали своего часа. Установить автора взялась искусствовед Дарья Поломар.

- Казалось, что тут ничего особенного, просто виды гор. Но когда я стала по крупицам собирать информацию об авторе и погрузилась в исторический контекст, возникло глубокое уважение к ней как к человеку с сильным внутренним стержнем, - объяснила Дарья Поломар. - Несправедливо, что такая роскошная художница забыта! Она ведь уникальна в своем роде. Я искала других советских женщин-альпинисток, которые бы тоже профессионально писали картины. Нашла одну, в Казахстане. Но ее произведения все-таки созданы не в горах, а дома, в комфортных условиях, пусть и под впечатлением от собственных восхождений.

Поиск наследников Анисимовой не увенчался успехом. Наводить справки пыталась даже через архив Новодевичьего кладбища, где похоронен Куприн. Сын художницы умер раньше нее, внук погиб в 1992-м. Вещи и произведения Татьяны Сергеевны распродавали соседи и случайные, по-видимому, люди. Работы разошлись по московским антикварным лавкам.

- Нам удалось чудом купить автопортрет, висевший в жутких условиях, и эскиз декораций к новогодней елке в Госплане 1949 года. Наверное, она ради сына ее оформляла… - предположила Поломар.

Показать работы Анисимовой на публике решили в память не только о ней, но и о безвестных пионерах советского альпинизма. Нашли старые вещмешки, ледоруб и "кошки", собрали по барахолкам книги о горах. Первую выставку устроили на родине художницы в Воронеже - в музее имени И. Крамского, которому она в 1983-м, незадолго до смерти, подарила несколько крымских пейзажей знаменитого мужа. Он, к слову, учился в местной гимназии и школе живописи. Но уехал из города за пару лет до появления на свет будущей супруги.

Шла к высотам

Она родилась 4 (17) ноября 1904 года в семье ученого-географа. Сергей Анисимов был страстным исследователем Кавказских гор. Описывал природу и геологические особенности, экономику и историю, быт и культуру местных народов, составлял путеводители. Его сочинения стали классикой советской географической литературы. С 12 лет Татьяна сопровождала отца в походах, научилась читать карты и ориентироваться по звездам. А потом стала делать акварельные зарисовки, которыми иллюстрированы многие книги Анисимова.

Азы мастерства девушка постигала в Екатеринославе (ныне - Днепр) в 1919-1920 годах под руководством Вячеслава Коренева. Продолжила заниматься в Москве - в школе живописи и рисования Константина Юона и Ивана Дудина, студии Ивана Захарова, потом в Государственной студии ИЗО. В начале 1930-х помогала Александру Куприну в его мастерской. После смерти его первой супруги они поженились.

- Супруг был маститым живописцем, на 20 лет ее старше. Но Анисимова отчасти на него повлияла: Куприн тоже начал писать горы. Татьяна была страстной альпинисткой, совершала восхождения на Эльбрус и после рождения сына. Хотя сегодня трудно представить, чего это стоило. На пути к вершине еще не обустроили приюты, снаряжение было тяжелым, а она вдобавок брала с собой принадлежности для рисования, - подчеркнула Дарья Поломар.

Холст, масло и риск

Советские газеты рассказывали о том, как художница писала этюды на ледяном ветру в условиях, где и дышать-то бывало трудно. Мольберт приходилось привязывать покрепче, застывшие тюбики с маслом - греть на груди. Холст сдувало с подрамника, капли краски - с кисти. Основную часть работы Татьяна стремилась выполнить на природе, мелочи подправляла в мастерской. Часто ее выручала акварель. Растопив снег в котелке, можно было сделать наброски или полноценные работы.

Вот что вспоминала сама Анисимова в статье для журнала "На суше и на море", говоря о подъеме на высоту 4000 метров в 1928-м: "На заре, усталая, сильно продрогшая после ночлега на льду, я вдруг увидела Эльбрус. Он был прекрасней, чем когда-либо. Дул отчаянный морозный ветер. Все-таки я решила писать этюд. Товарищи держали подрамник, чтобы его не унесло ветром. Краски на солнце таяли и текли, а в тени замерзали. В перчатках нельзя было писать - рука не чувствовала кисти, а без перчаток пальцы костенели. Но страшней всего было обжечь глаза сиянием ультрафиолетовых лучей. Я то снимала, то надевала очки с оливковыми стеклами, стараясь стоять затылком к солнцу".

В 1935 году она с группой экспедиции Академии наук из-за метели трое суток провела в приюте на высоте 5300 метров. С помощью спутников, с большими трудностями дотащила туда краски и холст на подрамнике в надежде написать этюд с седловины. Ветер и снег позволили лишь подняться на западную вершину.

На обратном пути она 10 дней работала на Приюте девяти, где зимовали метеорологи. Через год вернулась на две недели. "Просыпаясь рано, я вылезала из спального мешка. Весь Кавказ был открыт предо мною, я хватала холст, набитый на подрамник, с помощью товарищей укрепляла его между скалами и начинала работать. Я не отрывалась до 2-3 часов дня, покуда ветер и туман не снимали меня с работы. Были счастливые часы, когда не было ветра, который здесь обычно все рвет из рук… Тогда товарищи приходили снимать меня, чтобы я окончательно не закоченела", - признавалась художница.

Иногда она взбиралась на крышу домика метеостанции, приколачивала подрамник с холстом к ящику из-под печенья, куда для прочности накладывала камней, а сама устраивалась на ящике поменьше. Это было так удобно, что однажды она увлеклась и не заметила, как оказалась в облаке. Шквалистый ветер сорвал и унес холст на ледник. Татьяна едва успела слезть вниз, иначе могла последовать за своей картиной.

Картины как документ

С 1925 года Анисимова каждый сезон бывала на Кавказе в высокогорных областях Главного хребта между Казбеком и Эльбрусом, в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, Сванетии и Аджарии. Сопровождала отца и его коллег, экспедиции Наркомздрава и Академии наук, а также красноармейцев на учениях.

Военных тогда как раз начали готовить к работе в высокогорье - для защиты государственной границы. Вместе с ними Татьяна в середине тридцатых окончила школу альпинизма РККА в Терсколе и участвовала в эпохальных массовых походах.

Первое групповое восхождение на Восточную вершину Эльбруса (5595 метров) в 1925-м совершили члены Грузинского географического общества - 14 мужчин и пять женщин. Через четыре года к той же цели через перевал Донгуз-Орун прошло 17 курсантов Закавказской военной школы. А в 1933-м наверх отправилась сразу сотня командиров РККА со всей страны. Это была I всеармейская альпиниада, событие, имевшее мировое значение. Вершины одновременно достигло 57 её участников. Никогда прежде столько альпинистов разом не поднималось выше пяти тысяч метров.

Производство: Союзкинохроника Операторы: В. Микоша, М. Беров / Интернет-музей Центральной ордена Ленина и ордена Красного знамени студии документальных фильмов

Вскоре в Советском Союзе было установлено еще несколько подобных рекордов. Так, в 1934-м отряд из 24 командиров во главе с Николаем Крыленко (в годы революции был верховным главнокомандующим РККА) установил мировой рекорд массового восхождения на высоту семь тысяч метров. Они покорили гребень Заалайского хребта на границе Киргизии и Таджикистана. Трое из них впервые поднялись на пик Ленина (7134 метра).

Ну а на Эльбрусе в тот год состоялась II армейская альпиниада. На Восточную вершину вышло 276 командиров - уже не порознь, как раньше, а организованными эшелонами. Смельчаки из первой группы (в которой была и Татьяна Анисимова) давали остальным ценные советы. Например, сбрасывать теплую одежду по пути и собирать ее при возвращении. У высшей точки командиров встречали кинооператоры, умудрившиеся подняться загодя с 40-килограммовой камерой. Испытав эфйорию, курсанты авиационной академии пытались даже затянуть "Марш летчиков". Их порыв пресекли - могла пойти кровь горлом. При спуске один командир из озорства побежал не по набитой тропе, а по нетронутому снегу - тут же угодил в трещину. К счастью, неглубокую…

В ходе этой альпиниады впервые удалось достичь стопроцентного результата по восхождению на Эльбрус. В приказе наркома обороны Ворошилова значился ориентир в 150 человек, а поднялись все 276! До того считалось нормой, если до цели доходило 30 процентов группы. Впервые же звено из трех самолетов преодолело перевалы на пути в Сванетию. Через эту область альпинисты отправились отдыхать к побережью Черного моря.

Еще через год отряд Среднеазиатского военного округа в полном вооружении совершил большой поход с восхождением на пик Трапеция (6050 метров).

Бойцы в условиях высокогорья решали свои задачи: опробовали разные виды оружия и связи (радио, телефон, световые сигналы), составляли медицинские рекомендации, подбирали оптимальную экипировку, тренировались - на скалах, снежных склонах и ледниках.

Татьяна Анисимова, будучи на альпиниадах одной из немногих женщин и единственной художницей, занималась, по сути, художественной документалистикой. Она запечатлела горы и смельчаков, которые их покоряли, исторические полеты в ущельях Большого Кавказа и древние башни в селах сванов, впервые увидевших аэроплан.

Т.С. Анисимова. Самолет. акварель Фото: частное собрание / предоставлено для публикации в "Родине" куратором выставки Дарьей Поломар

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться