Публикуемые документы рассказывают о начале стремительной карьеры младшего сына Сталина. Начав службу в апреле 1940 года с должности младшего летчика, двадцатилетний старший лейтенант Василий Сталин в сентябре 1941 года уже являлся начальником инспекции ВВС. Тень всемогущего отца всегда стояла за ним. Отсюда поблажки по службе: от комнаты в общежитии до горячительных забав на личном самолете. Однако удивительно другое. В стране, где миллионы людей подвергались репрессиям, жили под прессом неусыпного контроля со стороны НКВД, сын инициатора этого произвола сам был объектом постоянного надзора и доносительства.

из архива журнала "Родина"
Василий Сталин.
Документ № 1
Начальнику ОО НКВД МВО
Майору государственной безопасности
ТОВ. БАЗИЛЕВИЧ
СПЕЦЗАПИСКА
В обслуживаемый Особым отделением 57-й авиабригады 16-й истребительный авиаполк для прохождения дальнейшей службы прибыл лейтенант СТАЛИН Василий Иосифович.
Учитывая авторитет отца СТАЛИНА В. И. -тов. СТАЛИНА - политкомандование 57-й авиабригады в лице комиссара авиабригады полкового комиссара ВОЕВОДИНА и нач. политотдела авиабригады батальонного комиссара СОЛОВЬЕВА, ставят лейтенанта СТАЛИНА в такие условия, которые могут привести к антагонизму между ним и другими военнослужащими авиаполка.
Лейтенант СТАЛИН командованием авиабригады поселен в квартире-общежитии летного состава 16-го АП в отдельной комнате нового 8-го дома гарнизона, который еще не радиофицирован. По распоряжению нач. политотдела бригады СОЛОВЬЕВА, с занятием комнаты л-том СТАЛИНЫМ был сделан специальный ввод радиоточки в комнату л-та СТАЛИНА, даже несмотря на то, что в квартире было 4 комнаты и остальные 3 комнаты остались нерадиофицированными. Комиссар авиабригады полковой комиссар ВОЕВОДИН на один из последних концертов в ДКА привел с собой л-та СТАЛИНА, причем раздел его не в общей раздевалке, а в кабинете начальника ДКА, где всегда раздевается и сам, посадил вместе с собой на 1-й ряд, отведенный для руководящего состава авиабригады.
После концерта среди военнослужащих было много разговоров, сводившихся к тому, что вот достаточно л-ту СТАЛИНУ иметь отца, занимающего высокое положение в стране, так сразу же к нему совершенно другое отношение, даже со стороны комиссара авиабригады.
Сообщается на Ваше распоряжение.
Начальник ОО НКВД 57 АБ
Сержант государственной безопасности (Титов)
[апрель] 1940 года
Документ № 2
НКВД СССР
Особый Отдел Московского Военного Округа
3 июля 1940 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Начальнику ОО ГУГБ НКВД СССР
Комиссару госбезопасности 3 ранга
ТОВ. БОЧКОВУ
28 июня 1940 года на Люберецком аэродроме во время тренировочных полетов командир эскадрильи 16 АП 57 Авиабригады Герой Советского Союза старший лейтенант ПЬЯНКОВ Александр Петрович, кандидат ВКП(б), пилотируя самолет И-153 № 8209, произвел посадку самолета с невыпущенным шасси, на фюзеляж.
Герой Советского Союза ст. лейтенант ПЬЯНКОВ невредим.
Посадка самолета с невыпущенным шасси на фюзеляж была произведена вследствие невыпуска при посадке правой ноги шасси.
(примечание на полях: "Ознакомлен Смушкевич")
Причиной невыпуска правой ноги шасси явилось заклинение задней кромки подвижного щитка между лопухом и амортизационной стойкой шасси из-за изгиба задней кромки подвижного щитка в силу недо статочной его жесткости, что является производственным дефектом серии самолетов И-153.
В связи с выявленным производственным дефектом на самолетах И-153 командованием 57 АБ задержаны полеты самолетов И-153, имеющих штампованные подвижные щитки. Полеты на данном типе самолетов будут возобновлены после усиления подвижных щитков.
По справке командования 57 АБ, самолет И-153 № 8209 был специально заказан для летчика 16 АП СТАЛИНА В. И. заводу № 1 ВВС Красной Армии - начальником Главного Управления Авиационного снабжения АЛЕКСЕЕВЫМ через военинженера 2-го ранга ФРАНЦЕВА.
ФРАНЦЕВ, после получения наряда на самолет И-153, дал указание начальнику летно-испытательной станции з-да № 1 военинженеру 3-го ранга КУТИЦЫНУ, который инженеру ПЕТРОВУ, принимавшему самолеты И-153 для 57-й Авиабригады, самолет № 8209 сдал как самолет, готовившийся по спец. указанию.
При поступлении самолета И-153 № 8209 в авиабригаду, командир 57-й авиабригады - полковник СБЫТОВ приказал командиру эскадрильи 16 АП - Герою Советского Союза ПЬЯНКОВУ самолета И-153 № 8209 лейтенанту СТАЛИНУ не передавать до тех пор, пока на самолете не будет произведен общий налет не менее 10 часов с опробованием самолета как на пилотаже, так и при стрельбе и бомбометании.
Приложение: Материал расследования на 6 листах.
Начальник ОО НКВД МВО
Майор госбезопасности
(БАЗИЛЕВИЧ)
Документ № 3
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Народный Комиссариат обороны Союза ССР
3 Управление
Агентурное донесение
14 июня 1941 года
Начальнику 3-го (истребительного) отдела 1 Управ ления ГУ ВВС полковнику тов. Гращенкову поруче но выпустить на самолетах "Лаг-3" и "Як-3" сына ТОВ. СТАЛИНА, ст. л-та тов. СТАЛИНА.
Ст. л-т т. СТАЛИН ежедневно приезжает к полковнику ГРАЩЕНКОВУ в 16-17 часов, и едут на аэродром на полеты. Перед полетами ст. л-т т. СТАЛИН много ездит на автомашине, тренируется на скаковой лошади, и уже к концу дня едет на аэродром летать уже достаточно усталым.
По рассказам полковника ГРАЩЕНКОВА (со слов ст. л-та т. СТАЛИНА), ст. л-т т. СТАЛИН почти ежедневно порядочно напивается со своими друзьями, сыном МИКОЯНА и др., пользуясь тем, что живет отдельно от отца, и утром похмеляется, чтобы чувствовать себя лучше.
9 июня с. г. ст. л-т т. СТАЛИН взял с собой сына т. МИКОЯНА, переодел его в свою форму и попросил полковника т. ГРАЩЕНКОВА провезти его на самолетах.
Полковник т. ГРАЩЕНКОВ, потворствуя весьма опасным забавам, взял его на самолет УТИ-4 и произвел полет.
Ст. л-т т. СТАЛИН просил полковника ГРАЩЕНКОВА "покрутить" т. МИКОЯНА в полете так, что бы вызвать у него рвоту.
Т. ГРАЩЕНКОВ, правда, не разрешил себе этого, и ст. л-т т. СТАЛИН сказал: "Вот когда полечу самостоятельно, тогда я его покручу".
Ст. л-т т. СТАЛИН очень молодой, горячий, не встречал соответствующего руководства, а наоборот, поощряемый т. ГРАЩЕНКОВЫМ, может в один из дней, никого не ставя в известность, взять в полет кого-нибудь из приятелей, и думая удивить их, может позволить себе то, что приведет к катастрофе, а это вызовет непоправимые последствия в здоровье Т. СТАЛИНА.
Необходимо установить надзор за поведением ст. л-та т. СТАЛИНА и исключить возможность попыток к полетам вне программы его подготовки.
Капитан госбезопасности (подпись неразборчива)
Документ № 4
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
Народный Комиссариат Внутренних Дел Союза ССР
Управление Особых отделов
Агентурное донесение
2 отделение 2 отдел
9 сентября 1941 г.

8 сентября 1941 г. т. ВАСИЛИЙ в 1500 прилетел с завода № 301 с механиком т. ТАРАНОВЫМ и приказал подготовить самолет через 30 минут, в 18:00 подъезжает на автомашине с двумя девушками, авиатехник т. ЕФИМОВ запускает мотор и выруливает на старт. Дает приказание т. ТАРАНОВУ сесть в автомашину и привезти девушек на старт, чтобы видеть, как он будет летать. Во время полета он делал резкие виражи и проходил на большой скорости бреющим полетом, делая затем горки. После полета самолет поставил в ангар и уехал. В ночь с 8 на 9 сентября 1941 года, во время воздушной тревоги т. ВАСИЛИЙ приехал на аэродром, вместе с ним приехала молодая девушка, он въехал на своей автомашине в ангар. Приказал автомеханику т. ТАРАНОВУ запустить мотор и стал требовать, чтобы его выпустили в воздух. Время было 0:15, причем он был в нетрезвом состоянии. Когда его убедили, что вылет невозможен, он согласился и сказал: "Я пойду лягу спать, а когда будут бомбить, то вы меня разбудите".
Ему отвели кабинет полковника ГРАЧЕВА, и он вместе с девушкой остался там до утра.
Данный факт является серьезным и опасным, тем что он своим приказом может разрешить себе вылет.
Вылет же ночью очень опасен тем, что он ночью на этом типе самолета не летал, и кроме этого, была сильная стрельба из зенитных орудий.
Мероприятия: к сведению нач. 2 отдела.
Документы из архива КГБ СССР
ПУБЛИКАЦИЯ ЛЕОНИДА РЕШИНА
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем