Арон Яковлевич Гуревич ввёл в обиход термин "культура безмолвствующего большинства"1, подразумевая, что из прошлого до нас доносится голос немногих, а основная масса не оставляет после себя письменных источников. Советская эпоха не стала исключением из правил; историки, которые не удовлетворяются рамками больших нарративов, вынуждены по крупицам собирать осколки мировоззрения широких слоёв населения. Одним из выходов являются устная история или большие социологические проекты, подобные работам Бориса Андреевича Грушина2. Мы же уделим внимание специфическим источникам - анекдотам и частушкам, которые могут выступать маркёрами народного взгляда на действительность.

из архива журнала "Родина"
"Верной дорогой идёте, товарищи!". Художник Н. Терещенко. 1962 г.
Концепция "народной смеховой культуры", которую предложил Михаил Михайлович Бахтин, плодотворно развивается в рамках литературоведения, она давно уже вышла за рамки творчества Франсуа Рабле и активно используется для анализа текстов различных периодов, в том числе и советских. При этом смех в рамках исторических исследований пока ещё тема в известной степени экзотическая3.
Анекдот и частушка, которые выполняли специфические функции во времена СССР, хорошо вписываются в концепцию карнавала Бахтина, где юмор выступает способом дискредитации социальной действительности и позволяет перевернуть её на 180 градусов. Такой подход, в целом верный, страдает односторонностью, поскольку смех и юмор использовали не только "низы" для сопротивления режиму или, по крайней мере, снятия избыточного идеологического давления4, но и "верхи" для реализации своих целей. Юмор занимал важное место в советской политической риторике. Смех не воспринимался как неподобающая эмоция, напротив, умение шутить и смеяться ставилось в заслугу советскому руководству. Ещё Горький, описывая Ленина, отмечал, что "не встречал человека, который умел бы так заразительно смеяться"5. В дальнейшем образ Владимира Ильича в воспоминаниях, художественной литературе, кинематографе тоже был связан с юмором и смехом.
Сталин продолжил линию активного использования юмора в политической деятельности. В литературе бытует множество отсылок к реальным и выдуманным высказываниям генералиссимуса, демонстрирующим его чувство юмора. Можно даже говорить о том, что складывается представление об особом "сталинском остроумии". При этом диапазон этого остроумия простирался от жестокости до скромности и доброты. Хрущёв в своей политической карьере тоже старался активно использовать чувство юмора, только в отличие от "сталинского остроумия" и "ленинского лукавства" Никита Сергеевич тяготел к простому, народному юмору. Одним из символов хрущёвского периода стали шутливые высказывания про "кузькину мать" и "мы вас похороним". Также в визуальных репрезентациях Хрущёва больше отсылок к смеху, чем у Сталина. Несколько известных фотографий показывают Никиту Сергеевича улыбающимся, например, журнал "Лайф" за 5 октября 1959 года поместил фотографию смеющегося Хрущёва на обложку.
В 1960-е на службу "развёрнутому строительству коммунизма", которое провозгласили в третьей программе КПСС, пытались поставить всё, что могло оказать воздействие на человека. Юмор и смех тоже должны были помочь в решении поставленных программой партии задач. В одном из своих выступлений Хрущёв говорил о необходимости "поддерживать честных, передовых людей труда и обличать лодырей и тунеядцев, всех, кто мешает нашему продвижению вперёд. Стихи, басни, рассказы должны служить людям в великом и благородном деле строительства коммунизма… Сатира, товарищи, своё дело делает. И поэтому тех, кто трудится без напряжения, полезно бывает немножко высмеять, ужалить"6.
1960-е годы породили огромный пласт советского юмора. В это время начинали свою кинокарьеру Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов, появился в телеэфире КВН7. В 1962 году на киноэкранах появился "Фитиль", призванный "обличать и клеймить" имеющиеся недостатки советской действительности, а главным сатирическим оружием выступал, конечно, журнал "Крокодил". Представлялось, что значение сатиры по мере продвижения к коммунизму будет увеличиваться и "при коммунизме человека общественные суды будут приговаривать к фельетону, всё равно как сейчас нарсуд осуждает на три года отсидки"8.
В качестве основных объектов критики, а значит, и главных противников "светлого будущего" на страницах журнала представали бюрократы, алкоголики, тунеядцы, спекулянты и т. д. До сознания граждан доводилась идея, что в коммунизм попадут далеко не все, а билетом станет соответствие моральному идеалу человека грядущего завтра.

Одновременно с развитием разрешённого смеха случились и изменения в неофициальном юморе. В значительной степени это было связано с трансформацией общества на рубеже 1950-1960-х годов. Массовое жилищное строительство формировало личное пространство у значительной части населения, урабанизационные процессы сделали городскую культуру, в том числе и фольклорную, широко распространённой. Анекдот в силу этих факторов получил мощный импульс и стал одной из немногих относительно легальных (именно в начале 1960-х закончились судебные преследования за анекдоты) форм выражения несогласия с официальным дискурсом.
Одной из популярных тем для шуток в этот период становится идея "строительства коммунизма". В анекдотах можно обнаружить две группы объектов для шуток. К первой относился коммунизм как таковой, а также корпус связанных с ним идей. Вторая группа складывалась из конкретных примеров строительства коммунизма, здесь обыгрывались отдельные положения программы партии или высказывания Хрущёва. Такое разделение может быть сопоставлено со "скептическим" вариантом коммунизма, который прослеживается в "письмах во власть": там тоже либо отрицается сама идея "светлого будущего", либо ставятся под сомнение его отдельные элементы9.
Ярким примером для первой группы служат два взаимодополняющих анекдота: "самый короткий анекдот - коммунизм" и "самый длинный анекдот - Программа строительства коммунизма, принятая на XXII съезде партии"10. Построенные по одному принципу эти анекдоты апеллировали к тому, что у части населения само слово "коммунизм" уже вызывало смех, а программа партии, основой которой была постановка задачи построения коммунизма, растягивала этот анекдот на значительное количество страниц, тем самым становясь самым длинным анекдотом и нарушая один из основных принципов анекдота - краткость.
Особо популярной темой для анекдотов было саркастическое высмеивание представления о коммунизме как о "светлом будущем". Вот несколько примеров.
"Что такое вобла? Это кит, доплывший до коммунизма".
"Скажите, это уже коммунизм или будет ещё хуже?".
"Один старый большевик другому: - Нет, дорогой, мы-то с вами до коммунизма не доживём, а дети... Детей жалко!"11
На основе исторического опыта, переживаемой реальности и планирования будущего создавался образ коммунизма как некоего негативного общества, которое не только уступает Западу по уровню жизни населения, но и проигрывает "построенному" в Советском Союзе социализму. На эту тему следующий анекдот.
- "Социалист, капиталист и коммунист договорились встретиться.
- Социалист опоздал.
- - Извините за опоздание, стоял в очереди за колбасой.
- - А что такое очередь? - спросил капиталист.
- - А что такое колбаса? - спросил коммунист"12.
Разрыв между официальными лозунгами о скором продуктовом изобилии и продовольственными трудностями основной массы населения СССР не мог не вызывать скепсиса по отношению к выдвигаемым властью положениям.
"Расцвет коммунизма. Объявление на дверях продуктового магазина: сегодня в масле потребности нет".
- "- Правда ли, что при коммунизме продукты можно будет заказывать по телефону?
- - Правда. Но выдавать их будут по телевизору".
- "Наступил коммунизм.
- - Алло, Манька, включай скорей свой цветной телевизор - красную икру показывают"13.
Продовольственную тему вслед за анекдотами подхватывал и другой жанр фольклора - частушка:
- Мы Америку догнали
- В производстве молока,
- А по мясу не догнали -
- Х.. сломался у быка.
- Вышла б замуж за Хрущёва,
- Да боялась одного:
- Говорят, что вместо х..
- Кукуруза у него.
- Выходите, девки, замуж
- За Ивана Кузина.
- У Ивана Кузина
- Большая кукурузина.
- Кукуруза, м…ндовоха,
- Вышла замуж за гороха.
- Обос…ала все поля
- И не родит ни х….
- Обижается народ:
- Мало партия даёт.
- Наша партия не б…,
- Чтобы каждому давать.
- К коммунизму мы идём,
- Птицефермы строятся,
- А колхозник видит яйца,
- Когда в бане моется14.
Частушки как произведение деревенского устного народного творчества более экспрессивны, чем анекдоты15. Через гипертрофированное представление о том, насколько будет плоха продовольственная ситуация в будущем, люди выражали своё отношение к жизненным трудностям в настоящем. Коммунизм выступал как кривое зеркало, в котором отражались проблемы 1960-х годов, поскольку официальный дискурс указывал, что коммунистическое общество вырастает из социалистического.
Большая группа анекдотов построена на переосмыслении коммунистических лозунгов: в них высмеивался не столько сам коммунизм, сколько попытки трансляции его официальной пропагандой.
"Лектор говорит, что коммунизм уже на горизонте. Ему задают вопрос: "А что такое горизонт?" - "Это воображаемая линия, в которой небо сходится с землёй и которая удаляется от нас, когда мы пытаемся к ней приблизиться".
"На гранитном берегу канала - трёхметровые буквы: "Да здравствует советский народ - вечный строитель коммунизма!"
"Одной ногой мы стоим в социализме, а другой уже шагнули в коммунизм", - говорит лектор. Старушка его спрашивает: "И долго, милок, нам эдак раскорякой стоять?"
"Плакат на Артиллерийской академии: "Наша цель - коммунизм!"
"Армянское радио спрашивают: "Будет ли в Армении коммунизм?" Армянское радио отвечает: "Нет, потому что коммунизм не за горами, а Армения - за горами".
"Что такое электрификация всей страны? - Это коммунизм минус советская власть"16.
Абсурдность лозунгов, вырванных из контекста, послужила основой для создания этих анекдотов. Анекдот в этом случае разрывал связь между населением и официальным дискурсом коммунизма, поскольку после столь удачного высмеивания адекватно воспринимать пропагандистские лозунги нормальный советский человек мог с трудом.

Декларативность коммунистических перспектив, несоответствие провозглашаемых успехов и трудностей жизни рядового советского человека выражались в анекдотических предположениях, что и коммунизм не будет реально построен, а всего лишь провозглашён.
Кроме того, в анекдотах активно высмеивались претензии марксизма-ленинизма и теории коммунистического строительства на научность.
"Является ли коммунизм наукой? - Нет. Если бы он был наукой, его бы сначала попробовали на собаках".
"Какая разница между математикой и научным коммунизмом? - В математике что-то дано и что-то требуется доказать, а в научном коммунизме все доказано и ничего не дано"17.
Обыгрыванию подвергались и отдельные наукообразные положения программы партии 1961 года, в качестве основной формы изложения здесь выбиралась вопросно-ответная форма.
- "- Можно ли будет при коммунизме планировать деторождение?
- - Нет, если орудия производства в этой отрасли останутся в частных руках".
- "- Будет ли КГБ при коммунизме?
- - Нет, к тому времени люди научатся самоарестовываться".
- "- Будут ли при коммунизме деньги?
- - Югославские ревизионисты утверждают, что будут. Китайские догматики утверждают, что нет. Мы же подходим к вопросу диалектически: будут, но не у всех"18.
Как правило, политические решения отождествляются с личностью руководителя государства, поэтому нет ничего удивительного в том, что личность Хрущёва в фольклоре соединилась с идеей коммунистического строительства. В анекдотах отражались не только неудачи "развёрнутого строительства коммунизма", но и личные качества Никиты Сергеевича.
- "- Чего не успел Хрущёв в жилищном строительстве?
- - Не успел сделать уборную проходной, объединить унитаз с ванной и соединить пол с потолком".
- "- Как изменил Хрущёв ленинскую формулу коммунизма?
- - Коммунизм - это советская власть плюс кукурузизация всей страны".
- "- Что будет, если треснуть молотком по лысине?
- - Будет всё!"
- "- Правда ли, что за последнее время здоровье товарища Хрущёва ухудшилось?
- - Да. Он страдает грыжей от поднятия целины, язвой желудка от кукурузы, одышкой от соревнования с Америкой и словесным поносом неизвестно от чего".
- "- Что нового внёс Хрущёв в научный коммунизм?
- - Мягкий знак после "з"19.
Последний из приведённых анекдотов представляется наиболее концептуальным, поскольку основой его являются особенности речи Хрущёва: в этом "мягком знаке" сконцентрирована вся ирония по отношению к коммунизму, который в устах его главного "строителя" превратился в "коммунизьм".
Все приведённые выше анекдоты демонстрируют, что скептический вариант коммунизма по своей сути был оборотной стороной официального, который декларировал возможность основ нового строя в течение 20 лет. Это связано с самой природой существования скепсиса, поскольку без "положительного" варианта, служащего базисом, невозможно и функционирование "отрицательного". Если не принимать во внимание анекдоты о личности Хрущёва, можно утверждать, что народное творчество создавало "контрутопии". Иными словами, как отмечает Т. В. Чередниченко, "здравый смысл массового сознания реализовал себя большей частью в анекдотах (анекдот не "борется" с мифом, а лишь продолжает его за пределы утопического менталитета, по типу диалектического "снятия")"20.
Третья программа КПСС наметила основные контуры грядущего коммунизма, не дав чётких и конкретных картин будущего. Власть с помощью различных каналов, в том числе и смеха, пыталась закрепить идею в сознании населения, которое, в свою очередь, создавало из предложенных элементов собственные схемы. Расхождение декларативных утверждений с повседневной реальностью побуждало людей искать в юморе выход из ситуации, когда партия давала не каждому.
- 1. Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М. 1990.
- 2. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов: Очерки массового сознания россиян времён Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина. Кн. 1: Эпоха Хрущёва. М. 2001.
- 3. Преодолению "экзотичности" смеха была посвящена конференция "Смеховая культура в России XVIII-XX вв. (междисциплинарные подходы, проблемы, перспективы)" в Челябинске 7-8 октября 2011 года.
- 4. Дмитриев А. В. Социология политического юмора. М. 1998. С. 57.
- 5. Горький М. В. И. Ленин. М. 1931. С. 36.
- 6. Цит. по: Крокодил. 1961. № 34. С. 2.
- 7. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека М. 1998. С. 142.
- 8. Ленч Л. Перья к бою//Крокодил. 1961. № 25. С. 2.
- 9. См.: Грушин Б. А. Указ. соч.
- 10. 1001 избранный советский политический анекдот. Тенафли. 1986.
- 11. Там же.
- 12. Там же.
- 13. Там же.
- 14. Русские озорные частушки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.thelib.ru/books/avtor_neizvesten/ russkie_ozornie_chastushki-read.html.
- 15. Дмитриев А. В. Указ соч. С. 46.
- 16. 1001 избранный советский политический анекдот.
- 17. Там же.
- 18. Там же.
- 19. Там же.
- 20. Чередниченко Т. В. Наш миф//Arbor Mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М. 1992. № 1. С. 132.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем