издается с 1879Купить журнал

115 лет назад родился режиссер Казанский, снявший "Старика Хоттабыча" и "Человека-амфибию"

08:34

Режиссера Геннадия Сергеевича Казанского считали чуть ли не настоящим волшебником, так хорошо у него получалось снимать сказочное кино, полное уникальных для середины ХХ века спецэффектов.

Кадр из кинофильма "Старик Хоттабыч" (режиссер Геннадий Казанский).

РИА Новости

Кадр из кинофильма "Старик Хоттабыч" (режиссер Геннадий Казанский).

Казанский родился 1 декабря (18 ноября по старому стилю) 1910 года в Воронеже. Потом вместе с семьей переехал в Казань, где пошел учиться в школу № 15 им. Песталоцци. В выпускных классах юноша уже точно знал, что свяжет свою жизнь с кинематографом, только зарождавшимся и активно развивавшимся в то время видом искусства.

В 1930 году он окончил кинематографическое отделение Высших курсов искусствоведения Государственного института истории искусств в Ленинграде. После этого Геннадий Сергеевич недолго работал ассистентом по курсу киноигры в Ленинградском техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств). В кино он пришел в 1931 году. Десять лет проработал на киностудии "Ленфильм" сначала помощником и ассистентом режиссера, а затем уже режиссером-постановщиком.

Первым кинематографическим опытом Казанского стала серия документальных фильмов и киноочерков. Дебютным же художественным фильмом молодого режиссера стала совместно снятая с Максимом Руфом комедия "Тайга золотая" (1937) о золотоискателе Саше Мраморове, который мечтал отыскать богатый прииск.

Во годы Великой Отечественной войны вместе с другими сотрудниками "Ленфильма" и "Мосфильма" находился в эвакуации в Алма-Ате и работал там на Центральной объединенной киностудии художественных фильмов. В Ленинград вернулся в 1944 году, а в 1947-м возобновил работу на киностудии "Ленфильм".

В 1953 году вышла картина "Римский-Корсаков", ставшая совместной работой режиссеров Геннадия Казанского и Григория Рошаля. Фильм рассказывал о двух последних десятилетиях жизни композитора. Картина имела успех у зрителя и принимала участие в основном конкурсе Венецианского фестиваля.

Режиссер Геннадий Казанский.

Но одной из самых известных кинолент Казанского стал снятый им в 1956 году детский фильм-сказка "Старик Хоттабыч" по одноименному произведению Лазаря Лагина. Картина о приключениях 12-летнего пионера Вольки Костылькова и сказочного джинна Гассана Абдуррахман ибн Хоттаба завоевала ряд призов на международных фестивалях и пользовалась бешеной популярностью у зрителей. Фильм показывали не только на "детских", но и на "взрослых" киносеансах.

Культовой стала сцена, в которой Хоттабыч в огромных количествах поедал мороженое. (На самом деле вместо мороженого актер Николай Волков, сыгравший Хоттабыча, ел глазированные сырки.) К тому же картина была настоящим прорывом в плане спецэффектов. Один только полет на ковре-самолете чего стоил. Эту сцену снимали в павильоне: ковер подвесили и закрепили в горизонтальном положении, направили на него вентилятор, а уже позже наложили пейзажные съемки, сделанные с самолета.

Следующим фильмом Казанского стала добрая музыкальная комедия о кладоискателях и сокровищах "Не имей сто рублей..." (1959). Изначально снимать эту картину должен был Эльдар Рязанов, к тому времени уже снявший популярнейший фильм "Карнавальная ночь". Именно Рязанов придумал название - "Не имей сто рублей…". Но в последний момент он отказался от съемок, чем вызвал недовольство руководства. Снимать "Не имей сто рублей..." взялся Геннадий Казанский.

В 1961 году на экраны вышел фильм-сенсация "Человек-амфибия" по одноименному роману писателя-фантаста Александра Беляева. Он стал совместной работой режиссеров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского. Хотя Чеботарев в своих поздних интервью подчеркивал, что Казанский фактического участия в работе над картиной не принимал, а был прислан руководством "для дисциплины".

Действительно, согласно книге Александра Игнатенко и Василия Гусака "К вопросу об Ихтиандре", посвященной фильму, Казанский присоединился к команде уже после всех подготовительных работ, уличных съемок в Баку и значительной части съемок в Крыму. "Человек-амфибия" стал одним из самых кассовых фильмов за всю историю советского кинематографа. В год выхода на экраны его посмотрели больше 65 миллионов зрителей.

Геннадий Казанский - первый режиссер, затронувший в кино тему сталинских репрессий. В 1962 году он снял детский драматический фильм "Грешный ангел" о судьбе девочки Веры, дочери "врагов народа". Киновед Михаил Трофименков о картине отзывался так: "Фильм получился "антикультовым" вдвойне. Казанский был добрым режиссером: добрым без соплей, понимающим и чувствующим детей, с которыми работать умел отменно. И получилась у него не экранизация актуальных директив ЦК, а серьезное и благородное детское кино про жизнь…". "Грешный ангел" Казанского исчез с экранов вместе с окончанием периода оттепели. Фильм был негласно запрещен.

Геннадий Сергеевич же вернулся в более близкий ему мир сказочного кино. В 1967 году вышла его картина "Снежная королева", литературной основой которой стала одноименная пьеса Евгения Шварца. Этот фильм-сказка, как и "Старик-Хоттабыч", очень полюбился зрителям. И взрослые, и дети самозабвенно повторяли то самое волшебное заклинание Сказочника: "Снип-снап-снуре-пуре-базелюре".

В 1972 году Казанский снял драму, посвященную событиям Великой Отечественной войны - "Ижорский батальон". А в декабре 1975 года состоялась премьера телефильма "Новогодние приключения Маши и Вити", снятого Геннадием Сергеевичем вместе с Игорем Усовым по мотивам пьесы Павла Финна "Маша и Витя против "Диких гитар". Кстати, снималась эта новогодняя музыкальная сказка в тех же декорациях, что и советско-американский фильм для детей "Синяя птица" с участием голливудских звезд Элизабет Тейлор и Джейн Фонды. Правда, "Синяя птица" в прокате провалилась, а фильм Казанского имел успех.

Последняя работа режиссера - биографический фильм "Инженер Графтио" (1979) о пионере отечественной гидроэнергетики - академике Генрихе Графтио. Заглавную роль в нем исполнил народный артист СССР Анатолий Папанов. Больше режиссерской работой Казанский не занимался.

Геннадия Сергеевича не стало 14 сентября 1983 года. Похоронен режиссер, подаривший советскому кинематографу столько чудесных фильмов-сказок, на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться