Испытательный рейс первого московского троллейбуса был проведён 15 ноября 1933 года на участке "Белорусско-Балтийский вокзал - Окружная железная дорога".
В январе 1934 года с оборудованием новой линии от площади Революции до Белорусско-Балтийского вокзала началась промышленная эксплуатация троллейбусов. Протяжённость обеих линий составила 12 километров. Первые троллейбусы марки ЛК-1 ("Лазарь Каганович") были изготовлены на Московском заводе имени Сталина при участии Ярославского автозавода и завода "Динамо". При массе около 13 тонн, мощности в 82 лошадиные силы машина развивала скорость до 55 километров в час, комфорт пассажиров обеспечивали деревянный каркас из дуба и ясеня, встроенные электрообогреватели, никелированные поручни, зеркала.
С 1936 года в СССР начинается широкомасштабное строительство троллейбусов марки ЯТБ на базе Ярославского автомобильного завода. Среди них уникальный ЯТБ-3 - первый двухэтажный троллейбус, выпуск которого был приурочен ко дню выборов в Верховный Совет. В салоне имелось 72 сидячих места, со второго этажа открывался прекрасный вид на московские улицы. Однако в процессе эксплуатации выяснилось, что управлять такой машиной крайне неудобно из-за сильного раскачивания при движении по российской дороге, поэтому в конце 1939 года выпуск ЯТБ-3 был прекращён.
Век ярославского троллейбуса оказался недолгим. В 1940-х годах производство троллейбусов было передано Тушинскому оборонному предприятию № 82, где был построен первый троллейбус типа МТБ-82, затем - вагоностроительному заводу в г. Энгельс.
Новый подъём в развитии троллейбусного движения в Москве пришёлся на послевоенные годы, когда после решения Моссовета были сняты трамвайные пути со всех магистральных улиц в центре города. Вместо разобранных путей в срочном порядке строились заменяющие их троллейбусные линии: развивающемуся городу трамвай всё более становился помехой не только в организации движения, но и с точки зрения сохранности подземных сооружений.
Не претендуя на абсолютное первенство по количеству пассажирских перевозок, троллейбус имеет безусловные преимущества - быстрота движения на короткие расстояния по сравнению с метрополитеном, бесшумное движение по сравнению с трамваем и, конечно, экономичность и экологическая чистота в городском режиме частых остановок.
История развития отечественного троллейбуса за 1933-1983 годы достаточно полно представлена фотографиями, хранящимися в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Сохранились уникальные свидетельства торжественного открытия троллейбусного движения в крупнейших городах страны, фотографии основных модификаций троллейбусов, включая двухэтажные и сочленённые, первых московских юбилейных троллейбусов, выпущенных к XVI и XVII партсъездам; фотографии движения троллейбусов по проспектам и площадям столицы, установки и ремонта воздушных линий на Манежной площади, фотоснимки стахановцев троллейбусного движения Москвы и Ленинграда 1930-1960-х годов.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем