издается с 1879Купить журнал

Забытая партитура Петра Великого

Царь-реформатор крепко держался за русские традиции в искусстве

Изучение музыкальных пристрастий Петра I открывает нам непривычный образ царя. В общественном мнении он - реформатор. Но музыка представляет нам человека, с юности крепко держащегося за традиции и не бегущего за новым.

Царь Петр I. (1672-1725).

Царь Петр I. (1672-1725).

Характерный тому пример - судьба композитора Василия Титова, самого яркого представителя нового стиля в русской музыке - партеса, сложившегося под влиянием итальянской музыки. Когда в конце 80-х годов XVII века в Москве начались гонения на латинствующих, он ищет защиты у царя Иоанна Алексеевича, поступая на службу в его хор.

Но в хоре Петра Алексеевича ему не нашлось места, так как и сам царь, и его хор поют в старорусской знаменной традиции.

Музыка, как известно, открывает самые глубокие тайники сердца!

Музыкант-универсал

Уже в начале XVIII века, когда Петр правил один, мы видим тот же консервативный подход к музыке. Царь особенно расположен к ансамблю корнетов и тромбонов. При том что исключительно популярные весь XVII век, они уже вышли из моды.

Европейские корнеты, их еще называют цинками, не имеют отношения к тем медным духовым, которые мы знаем сегодня. У барочных корнетов был деревянный корпус, их ближайшим родственником является русский владимирский рожок, обтянутый берестой. Именно корнет в XVII веке считался инструментом, наиболее близким к человеческому голосу. Он очень хорошо сочетался с медным тромбоном, который имел отличную от современного конструкцию и звучал гораздо мягче. Часто в таком ансамбле присутствовала скрипка.

Ансамбль барочных тромбонов и корнетов.

XVII век оставил нам неисчислимое количество музыки для такого состава.

Ну а сам царь Петр был типичным для своего времени универсальным музыкантом. Он пел церковную музыку, военную музыку играл на барабанах и гобое, с детства обучался игре на клавесине. У него был развитый слух и хороший опыт в чтении нот. Учитывая любовь царя к знаменной певческой традиции, он должен был владеть и старой крюковой нотацией.

Анонимный русский композитор "Виватная сюита" (не позже 1721 года) Исполняет ансамбль "Солисты Екатерины Великой"

Любитель оперы

Сегодня для нас величайшим оперным композитором эпохи барокко является Гендель, но во времена Петра куда известнее были два старших коллеги Генделя - Рейнхард Кайзер и Иоганн Маттезон. Все трое работали в Гамбурге в Оперном театре на Гусином рынке. Гендель там играл на вторых скрипках, лишь иногда подменяя Маттезона на клавесине, когда тот выходил на сцену, чтобы спеть какую-нибудь роль.

Самым же знаменитым в этой компании был Кайзер, которого можно назвать родоначальником немецкой оперы. Он хорошо изучил итальянский и французский подход к опере и создал свой стиль. Им было написано около семидесяти опер.

К. Ронкалли. Ангел-тромбонист. Фрагмент фрески купола собора. 1590 года. Рим.

Одна из его комических опер хранится в архиве Петра I в библиотеке Академии наук. Музыка Кайзера звучала на важных церемониях у Петра. Уже после смерти царя Кайзер посетил Санкт-Петербург и провел здесь не менее года.

Побывал в России и Иоганн Маттезон в качестве секретаря английского посланника. Он посвятил великому князю Петру Федоровичу несколько фуг для клавесина - изысканный образец математического мышления в музыке. А в 1710 году Маттезон написал первую в истории оперу на русский сюжет - "Борис Годунов, или Хитроумием обретенный трон". Опера должна была дать ответ на вопрос, который мучил Маттезона: почему Бог так возвысил в лице Петра род Романовых, что тот сумел одолеть шведов - ближайших союзников Гамбурга, из-за чего родному городу Маттезона угрожала гибель от датчан.

Одним из главных героев оперы был Федор Никитич Романов, прадед Петра I.

Театрал

Музыкальный Петербург петровского времени неверно представлять как некий тигль, в котором переплавлялись русские и европейские традиции.

Дмитрий Константинович Кантемир (1673-1723).

Во-первых, состав ингредиентов был значительно шире. Были сильны греческие влияния в том, что касалось духовной музыки. Неожиданным было сильное влияние турецкой музыки через близкого к Петру Дмитрия Константиновича Кантемира. Молдавский господарь в Прутском сражении пошел за Петром против турецкого султана. После этого вся его семья и приближенные переехали в Санкт-Петербург. А в Константинополе Кантемир был автором гимна Османской империи и создателем турецкой нотации на основе арабского алфавита. До сих пор в Турции живы "народные" песни, которые в действительности создал Дмитрий Константинович Кантемир.

Во-вторых, целью Петра, как и его отца и царственных старших братьев, было пополнить общехристианскую копилку русскими смыслами, для чего их облекали в европейские формы. Если бы это было не так, Санкт-Петербург не был бы уникальным и прекрасным, а был бы вторичным и эклектичным.

Музыкальная жизнь того времени неотделима от других искусств, особенно танцев и театра. Петр I был хорошим танцором. Но главный вклад царя относится к драматургии. Отец Петра, Алексей Михайлович, и все его дети были людьми театральными. Маленький царевич Петр успел поучиться риторике и сценическому жесту у самого Симеона Полоцкого.

В царствование Петра I русский театр процветал. Его младшая сестра Наталья Алексеевна создала первый петербургский публичный театр. Среди прочего там ставились и ее пьесы. На речке Карповке в знаменитой школе Псковского митрополита Феофана Прокоповича также шли театральные постановки. Они были важной частью образовательной программы того времени. До нас дошла трагикомедия Прокоповича "Князь Владимир". В то время, когда Петром задумывался Санкт-Петербург, святитель Димитрий Ростовский написал свою "рождественскую драму"...

Драматург

Драматургический талант самого Петра полностью проявился в 1690-х годах, когда он создал "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор". В глазах современного человека такая инициатива царя выглядит как минимум странной. Но если посмотреть взглядом той эпохи, видно, что Петр лишь продолжил древние русские традиции.

Искусство игры на волынке. Трактат из личной библиотеки Петра I.

Огромное распространение в XVII веке получило смешное балаганное действо "Праздник кабацких ярыжек". Это служба кабаку, пародия на церковную службу. Как пишет Адрианова-Перетц, ее анонимными создателями были монахи. "Праздник кабацких ярыжек" был популярен и в XVIII веке, бытовал во множестве вариантов. Пародия была жесткой, но носила назидательный характер. Вот лишь один из наиболее скромных ее моментов:

"Канон бражником. Глас пустошной, песнь 1, тормос: Воду прошед, болото перебрел, из двора вышел, от жены злой жюрьбы убежал, на кабак зашел, три выпил чарки винца, хватился за мошну, мошны не сыскал, песнь победную воспел, одва и платишком пролез (сумел выбраться из кабака, едва платишко не пропив).

Слава отцу Иванцу и сыну Селиванцу."

Другая, очень древняя традиция на Руси, связана с офенями. Сегодня мы скорее вспомним скоморохов, но те были лишь малой частью офенского мира с его особенными смыслами, целями, знаниями, своим языком и ритуалами. Слово "скрипка" офенского происхождения. Блатная феня - язык, созданный ими не из своего, офенского, но подобный - бастардный язык. Изгнанные царем Алексеем Михайловичем от трона на периферию офени, со свойственными им чувством юмора и многозначностью придумали и параллельную царской иерархию, и обряды - например, обряд коронования воров в законе.

А. Олеарий. Скоморохи. Начало XVII века.

Типичная офенская шутка!

Два века, XVIII и XIX, офени общались со всеми слоями народа через лубок. Торговавших лубком коробейников, которые брели со своим товаром через всю русскую землю, офени обучали своим "штукам": делаться невидимыми для лихих людей, понимать язык зверей и птиц. Офеней, людей знания, больше всего интересовали загадки человеческого ума. Их культура не была альтернативной христианству, но пользуясь словом, как важнейшим инструментом, она не стремилась к ясности, просветляющей душу.

Их сфера - темнота, так действую заговоры и заклятья. В XX веке так же работал анекдот - вместе со смехом он приносит облегчение, не объясняя. У офеней была особая техника, от которой осталось лишь название - "валяние дурака".

Юноша с владимирским рожком.

P.S. "Всешутейший Собор" Петра - это регулярный экзамен царя, доказывающий его право и место в этом альтернативном сакральном русском мире. В отличие от царевича Алексея, которого вся Европа принимала за своего, к Петру относились всегда как к иному, непохожему, русскому. Он таким и был. Западничество не было свойственно Петру. Это современная болезнь: мы не можем, увы, смотреть на великого государя, не уменьшив его до понятного нам размера.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться