Сибирские ученые обнаружили наскальные изображения в Монгольском Алтае, относящиеся к древнекаменному веку. Этим петроглифам порядка 14 тысяч лет. И на них необычные изображения.

sbras.info
Таких древних наскальных рисунках на открытых поверхностях в мировой практике ранее не было.
Об этом сообщается в издании "Наука Сибири" Сибирского отделения РАН. Руководитель исследования академик Вячеслав Молодин отметил, что если в классическом первобытном искусстве в Европе известны пещеры с наскальной живописью, то изучаемые петроглифы в Монгольском Алтае расположены на открытых плоскостях. А эту концепцию древнейших изображений на открытых плоскостях принимают далеко не все специалисты. Так что открытие стало своеобразной сенсацией.

Работая и в Монголии, и на Алтае, в том числе на плато Укок, исследователи натолкнулись на очень интересный объект - Калгутинский рудник, где и обнаружили очень древние наскальные рисунки. Прежде всего - лошадей, выполненных, как потом оказалось, в определенной стилистической манере.
Для калгутинского стиля характерны своеобразные черты: животные изображались с округлыми, отвисшими животами, с удлиненными мордами и особенным положением ног. Кроме лошадей и горных баранов есть фигуры оленей, маралов и быков, рептилий.
Археологи, изучающие калгутинские петроглифы, опирались и на опыт исследования европейских пещерных изображений. Пригласили французских коллег. Сообща им удалось установить время, когда скальная часть плоскогорья освобождалась ото льда и как бы выходила на поверхность, и у древнего человека появилась возможность создавать рисунки. И российские, и французские ученые считают, что это случилось как раз в эпоху конца плейстоцена - более 20 тысяч лет назад.
Древние люди сначала наносили графическое изображение - некий эскиз, по которому затем выбивали. Определить этот метод создания рисунков ученые смогли с помощью бинокуляров и микроскопов.
В Монголии также обнаружили изображения плейстоценовых животных, мамонтов и носорогов, выполненных в калгутинской стилистике, что свидетельствует: пласт древнейших изображении в этой части Азии существует.
Ученые предположили, что рисунки животных Калгутинского святилища и других комплексов не случайные одиночные, они были связаны композиционно. А территориальная близость еще нескольких подобных памятников с древними изображениями в схожей стилистике показывает, что этот район активно использовался древним человеком.
Как добавили ученые, главная цель их исследования - изучить именно древнейшие изображения калгутинского стиля и попытаться реконструировать мифологическую установку, которой следовали люди, создавшие уникальные петроглифы.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем