издается с 1879Купить журнал

В коммуне - остановка...

Мечта о коммунистическом рае разбилась о коллективизацию

В 1960-е годы учеными и студентами Иркутского государственного университета в историко-этнографических экспедициях были собраны воспоминания первых коммунаров, рассказывающие об их непростой жизни в Восточной Сибири в 1920-30-е годы

Члены коммуны "Большевик-гигант" на покосе. 1930 г.

Члены коммуны "Большевик-гигант" на покосе. 1930 г.

Под Белыми скалами

В Тайтурской волости Иркутского уезда Иркутской губернии на берегу реки Белой находится село Холмушино, основанное в конце XVII в. Место весьма живописное - над рекой протянулись Белые скалы, напоминающие развалины средневековых замков.

13 апреля 1920 г. по инициативе бывших красных партизан села была организована одна из первых коммун - имени Иосифа (Осипа) Гавриловича Егорова, который, по различным источникам, был первым председателем Тайтурского ревкома и начальником земельного отдела Иркутского губисполкома. После подавления в Иркутске восстания юнкеров в 1917 г. Егоров вернулся в Холмушино. В 1918 г. он был арестован белогвардейцами (по воспоминаниям его сына, отрядом из 23 всадников)1 и 22 июля 1918 г. расстрелян на станции Половина Транссибирской железной дороги. В честь его и назвали коммуну.

Председателем коммуны избрали Харлампия Дмитриевича Петрова, местного крестьянина. Всего в коммуну входило чуть более 100 человек2.

Жили по распорядку

Коммуне выделили место на противоположном от Холмушино - левом берегу реки. Коммунарам пришлось начинать с 16 га, раскорчевывать новые территории, в результате чего обрабатываемая площадь увеличилась до 100 гектаров.

Жители Холмушина с недоверием относились к коллективному хозяйству: "Увидим, как эта самая коммуна через несколько недель разлетится в пух и прах"3. Позднее Б.Х. Петров (второй председатель) вспоминал, что коммуна была организована для того, чтобы "показать своим односельчанам, что идея коммунизма не утопия, а вполне осуществимая вещь"4.

В уставе коммуны закреплялось, что она является добровольным союзом, вступающие в который передавали все имущество, кроме личных вещей, в общее пользование. Устав предусматривал положение о выходе коммунаров из коллектива: в этом случае крестьянин получал около 70% первоначально обобществленного имущества и земельный участок. В коммуне предусматривалось совместное выполнение государственных повинностей, содержание детей и престарелых членов, предоставление образования, медицинского обслуживания нетрудоспособным за счет коммуны5.

Управлял коммуной Совет, который назначал председателя, принимал решения, определял время сельскохозяйственных работ. После уборочной и посевной кампаний устраивали гулянья. Распорядок дня в коммуне был следующим: в 7 утра завтрак в общей кухне, около 8 утра приступали к работе, с 12 до 2 дня - перерыв, после чего работали до вечера, а в период основных сельскохозяйственных кампаний и ночами. Трудились по 12 часов в день, причем большую часть работы делали вручную, за неимением техники использовали коней.

"В коммуне никто никогда не ругался, боялись Харлампия Петрова. В столовую хоть не приходи: если он заметил с папироской или услышит, что кто-нибудь ругается, он вырежет наклеечку и приклеит на лоб: "Я - курильщик", поставит у всех на виду, после этого курить не захочешь"6.

Новое отношение к труду

Сеяли, преимущественно, пшеницу и меньше чем 25 центнеров с гектара не собирали - что намного больше средних сборов зерновых в Иркутской области. Для обогащения почвы сеяли травы: люцерну, тимофеевку, американский пырей. "Турнепс родился такой, что если бабы, шедшие с грибами, несли по две корзины грибов и срывали два турнепса, то уже грибы нести не могли". Для выращивания отдельных культур использовали парники.

Члены сельскохозяйственной коммуны им. И.Г. Егорова. Иркутская губерния, село Холмушино.

Коммунары разводили племенной скот, удои были высокими - каждая корова давала в среднем по 16 литров в сутки. "Зоотехником работал Бузиков. Это был такой зоотехник, которого теперь днем с огнем не сыщешь. Утром вскакивает - и к коровам. Сам составлял рацион для каждой коровы, тем самым помогая раздаивать коров. Если прибавляет корова молока, он прибавляет рацион, стала корова давать норму, и он становится на норму. Если он после доярки надоит хоть чашку молока, он вой подымет страшный..."

Разводили птицу, для чего был изобретен В.М. Ломакиным инкубатор из керосиновых ламп7. В год создания в собственности коммуны находилось 16 лошадей, 26 коров, 29 телят, 35 овец и коз, 16 свиней. К 1921 г. появилось несколько несложных машин: плуги, бороны, молотилка, сеялки, сепараторы и другой инвентарь...

"Первый опыт показал, что коллективный труд гораздо производительнее, чем труд в одиночку в единоличных, раздробленных крестьянских хозяйствах. ...Местные крестьяне сначала относились к коммуне с недоверием, но когда убедились, что коммунары получили большой урожай и работают дружно, то отношение их к коммуне изменилось"8.

Пахота с винтовками в руках

Как известно, в Сибири после завершения здесь широкомасштабной Гражданской войны полыхали крестьянские антибольшевистские восстания. Для борьбы с повстанчеством ЦК РКП(б) инициировал создание Частей особого назначения (ЧОН), в которые могли входить члены и кандидаты РКП(б) и комсомольцы9. Члены коммуны им. Егорова входили в ЧОН, которым руководил Н.Ф. Коснырев, участник партизанского движения в годы Гражданской войны. В.И. Егоров вспоминал: "Его боялись такие ярые бандиты, как Балтенко и Донской, они говорили, что не страшно напасть на коммуну, но если попадешься в руки Косныреву или Павлову - то сразу голову оторвут". Коммунарам в 1920-1921 г. приходилось всегда быть начеку - некоторые даже пахали, держа при себе винтовку.

С введением новой экономической политики единоличный труд стал более рентабельным, и число коммун в Сибири сократилось в несколько раз, однако самым крепким удалось выжить, в том числе и егоровской. Б.Х. Петров отмечал: "Самым тяжелым периодом в жизни коммуны был период перехода от военного коммунизма к НЭПу, когда 62 человека вышли из коммуны и им было выдано имущество, равное 6 тысячам 733 рублям 33 копейкам, и 44 десятины земли..."10

Жизнь в коммуне: от поэзии до балета

В коммуне имелась крепкая партийная ячейка, возглавляемая Г.А. Грудзинским и насчитывающая 10 коммунистов. Активной была и комсомольская организация. В 1923 г. коммунары создали пионерскую организацию, в которой было 20 детей. Руководил ею А. М. Блауберг, прославившийся среди холмушинцев сочинением песен. Слова одной из них передают колорит эпохи:

  • "Меры жизни блещут непогодою,
  • Революции бушует шквал.
  • Будь готов к борьбе
  • вступить с невзгодами,
  • И разорить проклятый капитал.
  • Будь готов! К порывам
  • бурным и пламенным
  • Нанести врагам своим удар.
  • Приготовься громко крикнуть в будущем:
  • - Я борец! Я честный коммунар!
  • Будь готов всегда к пути тяжелому,
  • Научись бороться, умирать,
  • Чтобы жизнь прекрасную, счастливую
  • Самому в борьбе отвоевать".11

Коммунары устраивали воскресники, помогали бедным крестьянам, не состоящим в коммуне, например, давали им машины для полевых работ. В коммуне был свой клуб, столовая, пекарня. Коммунары сначала жили в двух больших домах, реквизированных у кулаков, потом стали строить квартиры.

Карта района с цифрами выполнения плана сева.

Екатерина Васильевна Березина была первой комсомолкой и тепло отзывалась о коммуне им. Егорова: "Были у нас ясли, детсад. Была хорошая воспитательница Екатерина Степановна. Детей хорошо кормили.

Государство тогда помогало коммуне сильно, даже дало пианино, гармошки".12. В воскресные дни коммунары отдыхали, и каждый выходной сопровождался постановками самодеятельности - в коммуне были свои артисты, музыканты ("струнный оркестр") и даже "балет" с танцовщицами.

В 1923 г. коммуна им. Егорова участвовала во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, как одна из лучших в Иркутской губернии. Первый в округе трактор "Фордзон" коммуна приобрела при непосредственном содействии Ф.Э. Дзержинского и материальной помощи Тельминской ткацкой фабрики13.

Коммуна получила от государства ссуду в виде пшеницы и овса, а Иркутский уездный земельный подотдел посодействовал в приобретении сепаратора, жнейки, плугов и другого инвентаря.

Сохранилось воспоминание Владимира Иосиповича Егорова (сына того самого Егорова, чье имя носила коммуна), в 1939 г. он стал председателем колхоза:

"Заслуга коммуны в том, что она показала преимущество коллективного труда. В коммуне была столовая, детский сад, школа. Экономически коммуна была крепкая, хотя много батраков примкнуло к коммуне. Сама жизнь в коммуне была хороша..."14

"Большевик-гигант" так и не стал гигантом

В 1925 г. из нескольких волостей был образован Усольский район, к ведению которого отошли и угодья коммуны им. Егорова. В 1928 г. коммуна объединилась с сельскохозяйственными артелями "Труд", "Искра" в большую коммуну "Большевик-гигант", которая вскоре стала колхозом. "Коммуна выстояла свой период. На момент коллективизации из 360 коммун осталось три. Коллективизация пошла бурей. Партийное собрание вынесло решение о сплошной коллективизации, и на опыте нашей коммуны коллективизация пошла быстро... Но коммунарам первой коммуны не понравилось в объединенной коммуне... Старой коммуне сливаться не хотелось"15.

Страница из воспоминаний В.О. Егорова.

Главной задачей колхозов было выполнять все указания сверху: государственные планы посевных и уборочных кампаний, принятие самообязательств, участие в социалистических соревнованиях. Вот и колхоз "Большевик-гигант" в мае 1932 г. "горячо" приветствовал решение ЦК и СНК о хлебозаготовках и ударными темпами решил перевыполнить план16. В сельской жизни стала побеждать показуха.

Вот что находим в воспоминаниях:

"Въезжая в деревню, в колхоз "Большевик-гигант", наблюдаешь, что женщины, девушки и некоторые из мужчин весело и праздно сидят и беседуют за воротами на скамейках около своих домов. Играют весело гармонь с гитарой. Сразу возникает вопрос: почему они не на работе, не на поле? Посмотрим, что делают руководители колхоза? Председатель В. Егоров и председатель сельсовета Н. Егоров отсиживаются в своих кабинетах. А на полях колхоза еще не убрано овса 400 гект., пшеницы не сжато 60 гектаров, ячмень не связанный, солома на полях не копненная, гречиха скошена и лежит на полях"17.

С началом коллективизации коммуна потеряла свою истинную сущность, а трудовой энтузиазм коммунаров разбился о плановые показатели хлебозаготовок.

  • 1. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова. Лаборатория Истории Сибири (ЛИС). 508-28-1. Ф. 1. Бельская. 1963 г. Л. 1. Воспоминания Егорова В.И.
  • 2. Тихонов Е.Н., Плотников Р.Ф. Страницы истории Усольской земли: четыре века. Иркутск, 2010. С. 57.
  • 3. Шишкин В.И. Социалистическое строительство в сибирской деревне, ноябрь 1919 - март 1921 гг. Новосибирск, 1985. С. 109.
  • 4. Там же. С. 102.
  • 5. Цыкунов Г.А. Крестьянский коммунизм в Сибири // Известия лаборатории древних технологий. 2018. Т. 14. N 32. С. 219, 220.
  • 6. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова. ЛИС. 508-28-1. Ф. 1. Бельская. 1963 г. Л. 1. Воспоминания Егорова В.И.
  • 7. Там же.
  • 8. Там же. Воспоминания Коснырева Н.Ф.
  • 9. Шишкин В.И. Сибирская Вандея. 1919-1920. Документы. М., 2000. С. 565.
  • 10. Тихонов Е.Н., Плотников Р.Ф. Страницы истории Усольской земли. С. 57.
  • 11. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова. ЛИС. 508-28-1. Ф. 1. Бельская. 1963 г. Л. 2. Воспоминания Егорова В.И.
  • 12. Там же. Л. 1. Воспоминания Березиной Е.В.
  • 13. Цыкунов Г.А. Крестьянский коммунизм в Сибири. С. 218.
  • 14. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова. ЛИС. 508-28-1. Ф. 1. Бельская. 1963 г. Л. 3. Воспоминания Егорова В.И.
  • 15. Там же.
  • 16. Бригада N 3 "Большевика-гигната" отвечает // Ленинский путь (Усолье-Сибирское). 1932. N 25. С. 4.
  • 17. Томилин и Перевалов / Ленинский путь (Усолье-Сибирское). 1939. N 100. С. 3.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться