14 декабря в Московском аукционном доме состоятся главные торги года. На них будет представлена беспрецедентная коллекция русской живописи XIX - XX веков, она может установить рекорд не только отечественного, но и европейского рынка искусств. Общая начальная стоимость лотов - 2,5 млрд рублей.

предоставлено Московским аукционным домом
"Портрет Д. Г. фон Дервиза" кисти Валентина Серова.
Как отмечают эксперты, российской площадке впервые удалось предъявить коллекцию, превосходящую по стоимости и масштабу собрание "русских торгов" Christie"s и Sotheby"s, мировых лидеров арт-рынка. Сообщается, что главным событием и бесспорным топ-лотом предстоящего аукциона станет "Портрет Д. Г. фон Дервиза" кисти Валентина Серова, который оценен в 1,5 млн долларов.
Этот портрет выполнен на холсте маслом в 1895 году. Подлинность произведения подтверждает удостоверяющая надпись Ильи Остроухова, одной из легендарных фигур художественной Москвы конца XIX - начала XX века. Сама картина происходит из семейного собрания ближайшего друга Валентина Серова - Владимира Дмитриевича Дервиза, с которым художник поддерживал теплые отношения с юношества до последних лет жизни.
На полотне запечатлен его отец Владимира Дмитриевича - Дмитрий Григорьевич Дервиз, видный политический деятель и один из авторов судебной реформы Александра II 1864 года.
- Дмитрий Григорьевич фон Дервиз получил блестящее образование в Училище правоведения и вскоре быстро стал заметной фигурой в сфере юстиции, последовательно продвигаясь в должности от помощника юрисконсульта Министерства юстиции до обер-секретаря Сената. Со временем он занял высшие государственные посты, став сенатором и действительным тайным советником - этого титула удостаивались лишь немногие. Наиболее значимый вклад Дмитрия Григорьевича - участие в проведении Судебной реформы 1864 года, одной из ключевых реформ Александра II, которая ввела гласный суд, независимость судей и суд присяжных, - рассказал коллекционер, историк искусств и сооснователь Московского аукционного дома Сергей Подстаницкий.
При этом Дервиз был человеком не только государственной службы, но и культуры: внимательным, интеллектуальным, тонко чувствующим искусство - эти качества Дмитрий Григорьевич прививал с раннего детства своему старшему сыну Владимиру, который в 1880 году поступил в Академию художеств, где и познакомился с Валентином Серовым. Затем Владимир женился на двоюродной сестре Серова, Надежде Симонович, а в 1886 году по его совету приобрел имение Домотканово Тверской губернии, где и поселился.
- Подружившись с Дервизом, Серов любил бывать у него в Домотканове. Их вечера у камина, посвященные разговорам о живописи, были примечательной частью жизни обоих. Там живописцем были созданы многие из его лучших произведений, - отметил эксперт.
Бесспорная музейная значимость "Портрета Д. Г. фон Дервиза" подтверждается публикацией в сборнике избранных работ Валентина Серова, который был подготовлен к юбилейной выставке художника в Государственной Третьяковской галерее в 2015 году. Подлинность картины установлена экспертизой Всероссийского научно-реставрационного центра имени академика Грабаря, а также удостоверяющей надписью, оставленной Ильей Остроуховым - известным русским живописцем, другом Валентина Серова и Павла Третьякова, одним из руководителей Третьяковской галереи: "Портрет г. ф. Дервизъ, работа В. А. Сѣрова // Утверждаю И. Остроуховъ".
- Остроухов - фигура легендарная в художественной Москве конца XIX - начала XX века. В его дом и музей в Трубниковском переулке приходили художники, коллекционеры, искусствоведы, студенты, путешественники - все, кто хотел увидеть лучшее из русского искусства, - утверждает Подстаницкий. - Художник-передвижник, участник Абрамцевского кружка, создатель Союза русских художников, друг Репина, Поленова, Левитана, Врубеля и, разумеется, Серова, - Остроухов обладал редчайшим даром видеть подлинное. Его коллекция стала школой русской живописи сама по себе, а после смерти частично вошла в собрание Государственной Третьяковской галереи. Поэтому его лаконичное "утверждаю" на обороте холста приобретает силу экспертного свидетельства эпохи. Остроухов лично знал Серова, видел его работы сразу после их создания, приобретал их напрямую, понимал особенности его кисти и манеру письма.
По словам организаторов, еще до старта торгов появление картины вызывает ажиотаж среди коллекционеров. Поэтому итоговая цена продажи может существенно превысить начальную, повторив успех мирового рекорда стоимости работ Серова в портретном жанре.
"Портрет Д. Г. фон Дервиза" может установить рекорд российского арт-рынка на портретную живопись Серова, повторив успех самой дорогой продажи работ мастера в этом жанре - портрета Марии Цетлиной, который ушел с молотка на Christie"s в 2014-м в четыре раза выше начальной стоимости - за 14,5 млн долларов. Это самая дорогая продажа портретов Валентина Серова.
По словам управляющего директора Московского аукционного дома Ольги Русаковой, появление собрания такого уровня - признак того, что внутренний арт-рынок окончательно сформирован.
- Произведения русской живописной школы всегда высоко ценились во всем мире, и "русские торги" Christie"s и Sotheby"s долгие годы оставались важным событием европейского арт-рынка. Ранее значительная часть ценных работ уходила за рубеж и нередко - безвозвратно для России. После введения санкций ситуация изменилась: европейский сегмент русского искусства сузился, новые поступления прекратились, "русские торги" были упразднены, а западные коллекционеры уже не готовы расставаться с выдающимися произведениями, что только добавляет премию к стоимости этих вещей, - сказала Русакова.
При этом она отмечает, что одновременно выросло доверие российских коллекционеров к отечественным аукционам, что придало внутреннему арт-рынку импульс к развитию.
Добавим также, что на аукционе 14 декабря будет представлен этюд "Ордена" Валентина Серова, выполненный в 1899 году для "Портрета императора Александра III с рапортом в руках". Начальная цена - 6 млн рублей.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
