Самые ранние систематические изображения растительных мотивов в истории человечества выявили в процессе обширного анализа древней керамики специалисты Еврейского университета в Иерусалиме Йосеф Гарфинкель и Сара Крулвич. Цветочные орнаменты датированы ими периодом халафской археологической культуры Северной Месопотамии (ок. 6200-5500 годы до н.э.). И это не просто "цветочки", а первые проявления сложного математического мышления. Научную статью о своем открытии коллеги опубликовали в Journal of World Prehistory.

link.springer.com
Фрагмент древней керамики с растительным узором, найденной в Ираке из коллекции Британского музея.
Тогда как раннее доисторическое искусство в основном изображало человека и животных, именно халафская керамика отражает момент, когда внимание древних мастеров переключилось на растительный мир - цветы, саженцы, кустарники, деревья и ветви. На 29 археологических объектах исследователи зафиксировали сотни тщательно выписанных растительных орнаментов, как натуралистичных, выполненных с ботанической точностью, так и абстрактных.

Примечательно, что ни на одном из изображений не присутствуют съедобные культуры. По версии исследователей, это говорит о том, что древних художников двигали эстетические и эмоциональные, а не практические мотивы.
Причем, как показало исследование Гарфинкеля и Крулвич, детальные изображения цветов, кустарников, ветвей и деревьев содержат проявления сложного геометрического и арифметического мышления. Так, многие предметы украшены изображениями цветов с количеством лепестков, возрастающим в геометрической прогрессии: 4, 8, 16, 32, 64.
По мнению ученых, этот феномен выражает интуитивную форму математического мышления, проявившуюся за тысячу лет до появления первых математических текстов в Шумере, и когнитивный сдвиг, связанный с деревенской жизнью и выражающийся в растущем осознании геометрической организации, симметрии и эстетики. Первая визуализация деления, последовательности, равновесия осуществлялась нашими далекими предками посредством искусства, обращает внимание Сара Крулвич.
"Способность равномерно распределять пространство, отраженная в этих цветочных мотивах, вероятно, имела практические корни в повседневной жизни, например, в распределении урожая или выделении общих полей", - объясняет Йосеф Гарфинкель.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем