В столице завершили реставрацию прекрасного памятника московской архитектуры - церкви Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.

sobyanin.ru
Кирпич можно принять за иностранный, но он изготовлен в Новгородской губернии.
Успенская церковь находится на территории старинного поместья Вешняково и впервые упоминается в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково, а впоследствии Вешняки, связано со знаменитой фамилией Шереметевых.
Храм построил боярин Федор Шереметев в 1644-1646 годах. Позднее здание надстроили, увенчали шпилем и пристроили колокольню. За свою долгую историю церковь неоднократно перестраивалась, но остается одним из важнейших памятников средневекового русского зодчества Москвы.
- Реставрация потребовалась в связи с тем, что с течением времени храм начал постепенно оседать, а это всегда риск разрушения. Поэтому в первую очередь пришлось заняться укреплением фундамента, в который закачали специальный скрепляющий раствор, заполнивший трещины и пустоты. Преимущества этого метода реставрации в отсутствии необходимости масштабных земляных работ. Потребовались лишь небольшие отверстия, а результат - более надежное и долговечное основание здания, - отмечается на сайте мэра Москвы Сергея Собянина.

Также реставраторы укрепили кирпичную кладку, заделали трещины и восстановили утраченные каменные и деревянные детали фасада церкви. Под полами первого этажа реставраторы обнаружили кирпич с клеймом "Patent". Как выяснилось, его изготовили на заводе купца Николая Горизонтова в городе Боровичи Новгородской губернии. В 1895-м году, по данным "Кирпичной энциклопедии", на этом производстве были задействованы мельница; две глиномтяки, где изготавливали валюшки-заготовки для кирпича; четыре пресса Клейтона, две печи системы Гофмана для непрерывного обжига. В марте 1895 года на производстве было занято 62 человека.
Боровичи всегда славились производством кирпича - оно остается в городе до сих пор. Так еще в 1877 году по инициативе боровичских промышленников сюда от Николаевской железной дороги для транспортировки огнеупорного кирпича было проложено ответвление. Очевидно, этим путем кирпич и доставлялся в Вешняки.
Внутри храма привели в порядок кладку подвала и своды. На втором ярусе отреставрировали монументальную живопись XIX века, мозаику на полах, четырехъярусный иконостас.
Когда специалисты снимали слои краски, были обнаружили фрагменты окраски разных времен. Это помогло установить первоначальный цвет стен - охристый с золотыми оттенками. Такую гамму использовали при финальной отделке, чтобы вернуть храму исторический облик.
А в верхнем приделе храма - в предалтарном пространстве и в алтаре - реставраторы нашли и бережно законсервировали подлинную живопись "под мрамор", которая создана в конце XIX - начале XX века.
Напомним, ранее "Родина" писала, что в Москве завершаются реставрационные работы на фасаде храма Воскресения Христова в Сокольниках. Его очистили от штукатурки, окрашенной в бледно-бирюзовый цвет. Теперь стены красно-кирпичные, как и было задумано изначально при строительстве храма в начале ХХ века.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
