издается с 1879Купить журнал

Коммунизм по-русски

Чему нас учит жизнь 80 мужчин по уставу читинской каторги

Как жить при коммунизме? Для этого нужно попасть на каторгу в 1827-1828 годах, в деревушку по имени Чита (наша, нынешняя!), на 75 домов, за шесть с лишним тысяч верст от Петербурга.

Н. Репин. Декабристы в Читинском остроге. 1829 год.

Н. Репин. Декабристы в Читинском остроге. 1829 год.

Кем попасть? Декабристами. Их там - злоумышленников - собралось больше 80, в кандалах, всех возрастов и видов, от самых великосветских и громких имен (в прошлом) до тех, кто мелкопоместен, в низких чинах, без денег и имущества в семье.

Апартамент на 16 нар

Как ужиться князю Волконскому, Рюриковичу, генерал-майору, 40+ лет в одном апартаменте (на 16 человек, нары) с подпоручиком Горбачевским, мелким помещиком, лет на 10 с лишним младше? Как соседствовать в запертом бараке русскому князю Трубецкому, поляку Руткевичу, греку Мозгану, итальянцу, католику Поджио и лютеранину, немцу, барону Розену? Их всех - 80 с лишним разных голов, характеров и сердец.

Как быть, когда "половина моих товарищей были или небогаты, или были забыты родными, другие были очень богаты"1?

Да никаких проблем! Все они - россияне. Все желали изменений в Отечестве, готовы были жизнь за него положить. Пытались связать народный и личный интересы так, чтобы всем было лучше. Значит способны выжить в любых условиях, быть гибкими, думать, стремиться, отвечать - с достоинством и честью - на вызовы, угрожающие сделать жизнь еще хуже, чем она есть.

Прекрасно, все - хороши, достойны и т.п. Но все-таки, как ужиться на самом деле? День за днем?

Устав цивилизованных каторжан

Первый пункт - на каторге все равны. Всё, что поступает из-за Урала, из прекрасного далека, делить на всех поровну. Они это приняли.

Второе - создать Большую артель, мы - люди цивилизованные, хотя и в глуши, один за всех, и все - за одного. Жить по ее Уставу.

Вот что сказано в нем2. Сначала - о деньгах, они - основа бытия. На 4-8 копеек в день, отводимых казной на каждого, жить нельзя3. 15-30 рублей в год - никак нет. На каждого в год должны быть 500 рублей ассигнациями. Так решили все вместе, так гласит Устав. 500 рублей в 1827 году - это примерно 1,2 млн нынешних рублей (2025). Сумма, хорошо знакомая среднему классу в России.

Не шиковать, но и не бедствовать.

Есть общая касса. Все, кто получают 500 рублей в год и меньше, - вносят их "сполна". Те, у кого образуется больше, вносят 500 руб., а остальное - по желанию. Все деньги делятся на 3 части:

а) на продовольствие, в общий котел,

б) каждому - отдельно, но всем поровну,

3) на хознужды артели в целом + помощь "отъезжающим из острога", по 1000 рублей каждому на дорогу и обустройство. Всегда в запасе 12 тысяч рублей наличных.

Коммунизм!

Всё - строго по сметам на год. Превысить их - ни-ни! Если цены выше, чем ждали, и денег не хватает, урезать выдачу чая и сахара. За каждую копейку - отчитаться! Любой минфин зарыдал бы от умиления!

П. Игнатьев. Декабристы. Эскиз. 1971 год. Фото: Абрам Штеренберг/РИА Новости

Всем заведуют выборные; есть выборный хозяин на год, хозяин всего общественного. Закупщик, казначей, огородник (это высокие должности!). Больше 100 пунктов в Уставе - и все равны, все достойны друг друга.

Столярка Кюхельбекера

Утопия? Никто из них потом, спустя десятилетия, сбросив оковы, слова плохого не сказал о Большой артели. Только умиление - как чудесно нам было, 70-80 здоровым мужикам! 5 часов в день - земляные работы, в холода - ручные мельницы, молоть муку. "Эта работа имела полезное влияние на наше здоровье; никогда не заставляли нас работать сверх силы и в худую погоду не высылали на работу" (Барон Розен - М. Малиновской. 21.10.1832)4. "Здоровые товарищи доканчивали уроки больных или слабосильных!"

Вместо нар купили кровати. "Одежду и белье носили мы все собственные; имущие покупали и делились с неимущими. Решительно все делили между собою: и горе, и копейку. Дабы не тратить деньги даром... некоторые из числа товарищей сами кроили и шили платья. Отличными закройщиками и портными были П.С. Бобрищев-Пушкин, Оболенский, Мозган, Арбузов. Щегольские фуражки и башмаки шили Бестужевы и Фалленберг; они трудами сберегали деньги".

Апостольская жизнь5!

Дворяне, белая косточка. Бобрищев-Пушкин - поэт, богослов-самоучка. Оболенский - князь (титула лишен). Арбузов - моряк. Николай Бестужев - моряк, писатель, живописец. Михаил Бестужев - гвардеец, писатель. Фалленберг - подполковник, лютеранин, воевал в 1812 году. Отличные офицеры, закройщики, портные и сапожники. "Помню, что Оболенский пожертвовал мне свое байковое одеяло, из которого мне было сшито что-то вроде казакина, в котором и был сделан мой портрет Николаем Бестужевым, снимавшем со всех нас портреты"6.

А кто столярничает? "Особенно способными оказались тот же Пушкин, Фролов, Загорецкий и Кюхельбекер... Я также взял на себя сделать большой стол для обеда и чая... Стол мой оказался таким, что для употребления... ему понадобилось связывать ноги... Это произведение моего искусства вызвало взрыв хохота, повторявшегося много дней"7. Кюхельбекер - столяр? Он взирает на звезды, мучается и сочиняет. "Старик Гомер со мною часика два разговаривал после обеда"8.

Тюрьма Петровского завода. Внутренний двор.

Один за всех, и все за одного! К барону Розену в Сибирь прибыла жена. "Я хотел угостить жену артельною кашею, но Давыдов предупредил меня, и из своей смоленской крупы на бульоне сварил такую кашицу, какой лучший повар вкуснее не сварит"9. Василий Давыдов - герой войны 1812 года, поэт, отец 13 детей. И еще - "проказник умный" (Александр Пушкин)!

Через год у Розена рождается сын. "К.П. Торсон сделал для сына морскую койку; Н.А. Бестужев сделал винты и пряжки и привесил койку на надежных ремнях... У Бестужева были руки золотые"10. Торсон - моряк, механик, изобретатель, всех баловал рассказами о кругосветных путешествиях. Его именем был назван остров в Атлантическом океане.

Ангелы в темнице

Нельзя терять время! Мы - никто? Каторга на многие годы? Получите - "каторжную академию"! Переводят на русский десятки книг. Друг друга учат языкам. Хотите латынь или итальянский - пожалуйста! Польский - нет проблем! Английский? Научат! Понять наши финансы - Торнсон. История нашего мореплавания - Бестужев. Русская старина - Корнилович. Литературные чтения - да кто угодно11. Кто пел, кто играл на дудочке. Скрипка? Почему бы нет! Рояль, фортепьяно, флейта, гитара - в отдельном домике12. "Выучился в 50 лет! На коньках кататься" (Штейнгель. Сочинения и письма)13. "Один день походил на другой, год на год..., и мне осталось только думать о внутреннем моем усовершенствовании, к коему сосредоточивались все мои занятия и размышления" (Барон Розен - М. Малиновской. 21.10.1832)14.

Н. Полянский. Хор в Петровском каземате. 1975 год.

Еще у них были ангелы! Семь женщин, прибывших в Читу (6 - к мужьям, 1 невеста). "Пришли за тысячи верст влачить дни свои в Сибири на груди своих злополучных мужей"15. Подвергнуты гражданской смерти, как и мужья. Дети? В Сибирь - нельзя, запрет, оставлены родным. И поначалу - один лишь час свиданий, два раза в неделю16. Через них - письма под диктовку (первое время было запрещено писать), деньги, документы. Подкармливали всех. "Зимою наши благодетельницы присылали нам в острог целые кастрюли шоколаду"17.

"Первое время после нашего приезда... мы не имели ни провизии, ни посуды... Нам шло по 8 коп., полагавшихся по закону на сосланных в работы и, конечно, мы должны были сидеть на одном хлебе и воде, но в это-то самое время мы имели такое содержание, которое можно было назвать роскошным. Все это присылалось от наших дам. Чего ни приносили нам от этих чудных добрых существ! Чего должно было им стоить это наше прокормление! Каких хлопот и работ требовало оно от них лично, потому что это была дикая пустыня, а не столица, где с деньгами можно все устроить, не беспокоя себя... Как они это делали? Где брали все то, что нам присылали? Откуда могли они доставать такие огромные количества провизии, которые нужны, чтобы удовлетворить такую артель, - ведь нас было сначала человек тридцать, а потом еще более...

Читинский острог. Чёртова могила.

Кто, кроме всемогущего Мздовоздателя, может достойно воздать вам, чудные ангелоподобные существа! Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности таких чудных идеальных жен! Вы стали, поистине, образцом самоотвержения, мужества, твердости при всей юности, нежности и слабости вашего пола! Да будут незабвенны имена ваши!"18.

Вот уж действительно слава! Только от голодного мужского существа могут, когда его накормить, раздаться такие гимны! Между тем женщины обустроились, построили себе дома и - Чита, малое несчастное поселение, стала процветать! "Они обогатили весь Читинский округ, и мы, вероятно, во все время нашей ссылки оставили там вместе со штабом Лепарского (коменданта. - Авт.) более полутора миллиона рублей... В Чите построились лавки, из Иркутска наехали купцы, и окружные жители, до нас бедные, обогатились, привозя разного рода припасы из-за 200 верст, убежденные, что все будет раскуплено"19.

"Малая артель"

Так они выживали - множество разгневанных мужчин, заточенных на годы, трущихся на одном пятачке. Братство, помощь, равенство, выживать всем вместе, учиться и учить, быть в книгах, двигаться в умениях, приспосабливаться, творить, надеяться, готовиться к будущему. Быть для себя - и для всех. Еще ведь, после всех облегчений, милостей и освобождений, была десятки лет "малая артель", помогающая всем, кто бедствует, их женам и детям - выжить, встать на ноги.

Спальня в доме Давыдовых в Петровском Заводе.

Так в чем природа российского человека? В загнанности? В вековом подчинении? В ловкости: всегда устроится? Нет, дай шанс - в нем сразу же раскрываются внутренняя свобода и чувство собственного достоинства. Один за всех - и все за одного.

А еще должно повезти с комендантом. Все они всегда с благодарностью поминали генерала Лепарского. Но это - отдельная история.

  • 1. Барон А.Е. Розен. Записки декабриста. С.-Петербург: Товарищество "Общественная Польза", 1907. С. 154.
  • 2. Записки Н. В. Басаргина. М.: Типография Ф. Иогансона, 1872. С. 100-116.
  • 3. Н.И. Лорер. Записки декабриста. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984. С. 135.
  • 4. А.Е. Розен. Письма декабриста. С.-Петербург: 2008. С. 36.
  • 5. Барон А.Е. Розен. Цит. соч. С. 154-155.
  • 6. А. Беляев. Воспоминания декабриста о пережитом и прочувствованном. 1805-1850. С.-Петербург: Издание А.С. Суворина, 1882. С. 221.
  • 7. Там же. С. 221.
  • 8. В.К. Кюхельбекер. Дневник. 3.02.1832 / В.К. Кюхельбекер. Путешествие. Дневник. Статьи. Ленинград: Ленинградское отделение изд-ва "Наука", 1979. С. 95.
  • 9. Барон А.Е. Розен. Цит. соч. С. 166.
  • 10. Там же. С. 178.
  • 11. Н.И. Лорер. Цит. соч. С. 144-145.
  • 12. Там же. С. 156.
  • 13. В.И. Штейнгель. Сочинения и письма. Том 1. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985. С. 235.
  • 14. А.Е. Розен. Письма декабриста. С.-Петербург: 2008. С. 36.
  • 15. Н.И. Лорер. Цит. соч. С. 139.
  • 16. Барон А.Е. Розен. Записки декабриста. С. 159.
  • 17. Н.И. Лорер. Цит. соч. С. 143.
  • 18. А. Беляев. Цит. соч. С. 215-216.
  • 19. Н.И. Лорер. Цит. соч. С. 143.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться