Организаторы проекта "Мангазейский морской ход: от Белого моря до Тихого океана" во главе с Евгением Шкарубой представили в Москве амбициозный проект. На традиционном деревянном судне поморов - коче - летом 2026 года они собираются отправиться в экспедицию из Архангельска в Тихий океан.

Артем Локалов
Евгений Шкаруба: всё в его руках.
Преодолеть весь путь рассчитывают за три-четыре навигации. Можно было бы пройти маршрут и за одно лето, но, как и всегда у команды Шкарубы, задача не просто пройти по маршруту, но и просвещать людей на пути об истории кораблестроения и вообще наших северных земель.
Так было и во время прошлогоднего путешествия по Мангазейскому морскому ходу на место города Мангазея, который просуществовал с 1601-й по 1672-й год и был центром заготовки пушнины. Она стоила огромных денег и фактически была, как сейчас нефть и газ. То путешествие совершили на другом поморском судне - карбасе. Примечательно, что строили его в Москве, в Музее Москвы. Туда же "Матеру" - так назвали карбас - доставили и после путешествия в Мангазею, на выставку.
Сейчас на верфи Товарищества Поморского судостроения идет стройка коча. Делают его по старинным технологиям и рассчитывают успеть к лету, хотя работа очень непростая. За основу взяли модель коча, которую сподвижник Евгения Шкарубы Сергей Кухтерин создал 15 лет назад. Уже готовы штевень, киль, начали делать шпунтовые набои, а шить судно будут вицей - витой веревкой из еловых веток и корней. В этот раз в Москву, теперь в штаб-квартиру Русского географического общества, доставили модель строящегося коча.
- Наш маршрут начнется из устья Северной Двины, пройдет через Белое и Баренцево моря и достигнет пролива Югорский Шар, где все европейские экспедиции и останавливались, потому что дальше - Карское море, которое, как правило, забито льдом, - говорит историк Павел Филин. - Наши же первооткрыватели в XVII веке проходили и Карское море, и Ямальский волок, добирались до Мангазеи. Это удавалось как раз благодаря небольшим в сравнении с европейскими кораблями с глубокой осадкой кочам. На них получалось проходить по полыньям, рядом с берегом, где глубина 1,5 - 2 метра, но нет льда, заходить в реки и вновь выходить в море. Собственно, благодаря сноровке поморов и кочам мы и получили Арктику, пока европейцы толклись в Югорском Шаре. То было геополитическим соревнованием XVII века. И как оказалось, тогда закладывалась основа, чьим будет Северный морской путь.
- Мы вели раскопки на городище Мангазеи и у нас есть достаточно судового дерева, которое там сохранилось от тех самых кочей, которые со временем прекратили использовать, - рассказывает Евгений Шкаруба. - Поморы использовали удивительную технологию: шили коч, загружали его припасами, шли на нем в Сибирь, в Мангазее разгружали, а затем строили из коча дом. Два года промышляли в этом месте. Там заготавливали определенное количество шкурок соболя, которые в то время стоили огромных денег. Эту добычу грузили на какие-нибудь санки или небольшую лодку и возвращались на запад.

Шкаруба говорит, что наступил момент, когда можно построить аутентичный коч, основываясь на материалах, которые удалось изучить в Мангазее. Размер судна составит 16 метров. Его строят 10 человек, столько же будет и гребцов.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
