Князь Владимир с иностранными послами, Иван Грозный перед зовущим его на престол народом, царевич Петр и сестра его Софья, запорожские казаки и ерническое письмо султану - события прошлого и реальных деятелей сегодня зачастую представляют такими, какими их изобразили художники. Работы крупных мастеров конца XIX - начала XX веков, благодаря которым сложился "визуальный канон" русской истории, выставили в воронежском областном музее имени И. Крамского.
Все экспонаты - из личной коллекции московского юриста Андрея Конькова. Он открыл ее для публики сравнительно недавно. А собирал - более 30 лет, покупая графику на аукционах в России и за рубежом. Первым приобретением был рисунок Михаила Нестерова "Богоматерь с младенцем" (1890-е) - рабочий материал к росписи знаменитого Владимирского собора в Киеве, в которой участвовали ведущие живописцы. Эскизы и наброски к картинам на религиозную тему составили одну половину собрания, вторая связана с отечественной историей. В этой подборке - произведения Маковского и Репина, Васнецова и Билибина, иллюстрации менее известных художников к просветительской литературе.

В конце XIX века общество искало опору в прошлом: просвещенное сословие собирало материалы о Древней Руси, Смуте и церковном расколе, меценаты скупали у крестьян предметы старины. Тогда в свет вышел шеститомник "Древности российского государства" с рисунками оружия, костюмов и богослужебной утвари. Впервые началась научная реставрация в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавре, в Ипатьевском монастыре в Костроме. Историки заинтересовались провинциальными усадьбами, в губернских городах появились краеведческие музеи. В такой обстановке, естественно, стали издаваться новые учебники и книги по русской истории в изложении для детей. И оформлены они были с большим тщанием.
Так, "Исторические рассказы и повести" Петра Полевого сопроводил рисунками выдающийся художник Клавдий Лебедев. Он проиллюстрировал десятки сюжетов: князь Владимир выбирает союзников в беседе с иноземцами; митрополит Киевский Петр благословляет Ивана Калиту, объединившего русские земли вокруг Москвы; поляки выгоняют боярынь из Кремля в 1612 году (чтобы не держать в осажденной крепости лишние рты), Михаила Романова призывают на царство…
Есть в наследии Лебедева и акварель с боярыней Морозовой - совершенно не похожей на страстную раскольницу с монументального полотна Сурикова. Здесь она в монашеском одеянии смирно, но твердо сидит, прижав к плечу два перста. По-другому, нежели мы привыкли, изображено и "Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам" в 1611 году на акварели Алексея Кившенко. Этот лист, купленный на торгах, коллекционер ввозил из-за границы с большими трудностями. Рисунок тоже предназначался для учебника истории. Сегодня он не так известен, как аналогичная по сюжету гигантская работа Маковского, которая экспонируется в Нижнем Новгороде.

Среди других экспонатов - "Славление Христа" (1895) Михаила Клодта: хор карликов слушают двое мальчишек, будущий Петр Первый с братом Иоанном, а за их спинами возвышается властная Софья. Пейзажи Москвы XVII века - дело рук Петра Львова, который в 1920-е тщательно восстанавливал облик города по документам и описаниям.
Некоторые эпизоды, пожалуй, никогда бы не остались в культурной памяти народа, не возникни к ним интерес у художников. Яркий пример - картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", основанная на реальных событиях 1676 года. Анекдот о том, как казаки сочинили издевательский ответ Махмуду IV, грозившему уничтожить их поголовно за победу над его войском, Илья Репин услышал от историка в салонной беседе. И потом целых десять лет делал наброски, подыскивал удачное расположение фигур и выражения лиц. Один из таких эскизов с колоритными запорожцами представлен на выставке в Воронеже.
Проект "Невидимые нити. Христианские и исторические сюжеты в творчестве русских художников" доступен в музее имени И. Крамского до 8 февраля 2026 года.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем