издается с 1879Купить журнал

Сатирическая пуля для Джона Буля

Великобритания ХIХ века подарила яркие сюжеты карикатуристам со всего мира

В XIX веке Великобритания стала самой могущественной колониальной державой. Она захватила или контролировала важнейшие стратегические пункты по всему миру: Гибралтар (у выхода из Средиземного моря в Атлантический океан), остров Мальта, а позже Кипр (на пути из Черноморских проливов в Средиземное море), Суэцкий канал (кратчайший путь из Средиземного моря в Индийский океан). Постепенно Великобритания завершила завоевание Индии, установила господство над Египтом, Суданом, Афганистаном, усилила присутствие на юге Персии и в Китае. В результате англо-бурской войны она утвердилась на южной оконечности Африканского континента.

Таким образом, к началу XX века в британских руках оказались, по словам первого лорда адмиралтейства адмирала Джона Арбетнота Фишера, "пять стратегических ключей, на которые запирается земной шар - Дувр, Гибралтар, мыс Доброй Надежды, Александрия и Сингапур". Эта цепь укрепленных баз позволяла контролировать практически все важные мировые морские коммуникации.

По словам Уинстона Черчилля, "на британских военных кораблях плавают мощь, величие и сила Британской империи"1.

All right. Теперь и о всеобщем разоружении можно поговорить.

Поэтому не случайно в обиход политической лексики вошел термин "владычица морей". Блестящее отражение это получило в карикатуре С.Ф. Соколовского "Берегись!", создавшего образ хищной бронированной акулы, бороздящей океанские просторы. Великобритания как давний и упорный враг России служила постоянной мишенью для стрел отечественных карикатуристов.

Берегись!

"Быкующий" символ

В сатирической графике наряду с такими традиционными символами Великобритании, как Лев и Бульдог, появился новый - Джон Буль (John Bull). Литературный персонаж с самыми распространенными в Англии именем и фамилией, воплощавшей силу (bull - бык), приобрел широкую популярность. Под карандашом художников разных стран сложился его облик: коренастый крепыш, здоровый как бык, с неизменными бакенбардами, в красном сюртуке и белых брюках или лосинах, в цилиндре и сапогах с короткими голенищами.

В работах русских художников, впрочем, наряду с сюртуком Джон иногда облачен во фрак и жилет, дополненные шейным платком цветов британского флага; вместо лосин на нем бриджи, а вместо сапог - штиблеты или башмаки; часто в руке стек. Наконец, цилиндр заменяют пробковый шлем или матросская шапочка.

Эти атрибуты делали легко узнаваемым образ Джона Буля, раскрывавший перед читателями политику "коварного Альбиона".

Формируя образ Джона Буля, отечественные карикатуристы выявляли и подчеркивали прежде всего его негативные личностные характеристики: ханжество и двуличие, лживость, коварство и жестокость, агрессивность и жадность, амбициозность и самодовольство. На рисунке А. П. Сухова "Дружеский совет", опубликованном в сентябре 1875 года, вскоре после начала повстанческого движения в балканских областях турецких владений, представлен благообразный господин с приятной улыбкой и мягкими манерами. Пожимая руку турку, он предлагает ему "резать христиан сколько душе угодно", обещая "смотреть на это сквозь пальцы и время от времени советовать смягчать излишнюю кровожадность".

Дружеский совет.

В многочисленных произведениях сатирической графики он представлен агрессором. "Джон Буль, надувшись важно, / Полн мыслию одной: / Желает он отважно / Шар проглотить земной.../ Его желанья грубы, / Сомнителен успех: / Джон Буль сломает зубы / О сей земной орех!..". Это незамысловатое восьмистишье сопровождало карикатуру "Благие намерения" Джона Буля". Вербальный и визуальный ряды, слитые воедино, создавали негативный образ - отталкивающая физиономия, злобный оскал, грубые лапы, обхватившие весь земной шар как добычу, - подчеркивали непомерную жадность захватчика. Нацепив на голову персонажа шапочку каторжника, художник по сути называет его уголовником, грабителем.

На карикатуре "Политическая кухня" зафиксировано, как отважный моряк Джон Буль устанавливает английское господство от Индии до Египта и Судана, опираясь на вооруженную силу. Но успеть повсюду все труднее: процесс работы Джона Буля - повара, который месит тесто сразу в нескольких квашнях, - зрителю представлен в рисунке "На английской кухне".

На английской кухне.

"Желаю с кем-нибудь подраться!"

После многих лет политики так называемой "блестящей изоляции" Лондон заключил в 1902 году союз с Японией и стал настойчиво подталкивать Токио к войне с Россией. Двуличие подстрекательской политики Англии, ее привычка загребать жар чужими руками отлично выявлены в карикатуре "Джон Буль и Гейша". Истинные намерения заговорщиков высвечивает их диалог. Гейша интересуется: "Заваривая кашу, могу я рассчитывать на Ваше содействие, Джон Буль?". И слышит ответ: "Разумеется, как всегда... Я займусь сниманием пенок, а вам, милая Гейша, предоставлю расхлебывать". Читатель-зритель без труда понимал иносказание.

Джон Буль и гейша.

Владычество Великобритании в конце XIX века казалось бесспорным. Так же, как и привычка Джона Буля действовать исподтишка. Его жизненное кредо сформулировано в рифмованных строчках, сопровождавших рисунок российских карикатуристов: "Средь житейских тревог / (Много в жизни их есть) / Я люблю под шумок / Приобресть, приобресть". Воровато озираясь, неуемный "натуралист" собирается включить в свою коллекцию "насекомых" (Индия, Канада, Трансвааль) новый экспонат - Тибет.

Как поведет себя Джон Буль, если Тройственный союз вступит в драку с Францией и Россией.

Любые попытки усомниться в превосходстве Британии вызывали резкий отпор с ее стороны. Это нашло отражение в карикатуре "Джон Буль в конторе объявлений", куда наш "герой" в пробковом шлеме зашел летом 1898 года. Текст объявления наглец бесцеремонно диктует конторщику: "Желаю с кем-либо подраться".

Тема продолжена в карикатуре "К Фашодскому вопросу", появившейся в конце ноября 1898 года. Информационным поводом для нее стал эпизод колониального противостояния Англии и Франции, которая намеревалась укрепиться в Верховьях Нила. К французу, удобно усевшемуся на табуретке и покуривающему трубку, подходит Джон Буль с перекошенной от злобы физиономией и требует удалиться. Острый кризис завершился отступлением Парижа, что и констатировал художник в монологе Джона Буля: "Всё, что еще никому не принадлежало, принадлежит мне. Вы поторопились здесь расположиться, сэр!..".

К Фашодскому вопросу.

Паутина для британского паука

Затевая войну с бурскими республиками, Великобритания делала ставку на грубую силу как единственный способ решения международных проблем. Пропагандистская шумиха, поднятая в прессе в связи с мобилизацией флота, имела целью показать британское всемогущество. Эту претензию художник едко высмеивает, представив Джона Буля в виде уличного барабанщика, и подчеркивает двумя точно выбранными деталями: надписью на барабане - "Правь, Британия", и шейным платком цветов национального флага. В монологе персонажа, который прекрасно дополняет рисунок, звучит откровенная угроза: "Пошли, пошли в Европу... Да скажите там, что это вовсе не театральный гром, а настоящий. Пусть трепещут!".

В карикатуре "Джон Буль и Европа" убедительно раскрывалось равнодушие "цивилизованных" европейских варваров к тем приемам и методам, которыми они считают возможным пользоваться в "нецивилизованных" странах. Перо карикатуриста рисует Джона Буля-шершня, терзающего попавшую в его сеть жертву - Трансвааль.

Джон Буль и Европа.

Явной аллюзией на этот рисунок стала немецкая карикатура "Эдуард VII - это мир". Однако акценты здесь иные. К этому времени в сложном переплетении международных противоречий англо-германский антагонизм стал доминирующим, и вся язвительность художника направлена на дискредитацию противника. Поэтому зритель застает огромного паука с лицом Эдуарда VII в короне, прочно устроившегося в сотканной им паутине. В ней безнадежно запутались насекомые - Франция, Япония, Испания, Италия, Германия и Россия. Рисунок дополнен тирадой короля: "Наконец-то у меня есть жаркое".

Эдуард - это мир.

Самодовольство как диагноз

Британские претензии на мировое господство сумел емко выразить французский художник Лориан в карикатуре "Когтистая лапа Англии", опубликованной в 1899 году в контексте Англо-бурской войны. Длинная и жадная рука охватила земной шар, на переднем плане под пальцами читается "Африка". Герб в верхнем левом углу с девизом "Бог и мое право" и начертанным на ленте лозунгом английского ордена Подвязки: "Пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает", блестяще дополняют образ.

Можно ли к вам подсесть, сударыня?

Еще одна черта Джона Буля - скаредность - ярко высвечена в блестящей сатире Э. Пуаре "Джон Буль и голод в Индии". Зритель видит благополучный английский дом: буфет полон дорогих яств и напитков; насытившийся хозяин блаженно курит трубку; его бульдог мирно дремлет у ног перед миской с аппетитной косточкой. Две картины рядом с буфетом дополняют образ: на одной - армада британского флота бороздит океан, на другой - всадник в наполеоновской треуголке готов ринуться в бой. Ясно, что хозяин дома - персонифицированный символ могущественной Британской империи Джон Буль. "Не бросайте это, Кэтти... пригодится для Индии", - великодушно предлагает он горничной, сметающей в совок крошки со стола. Согбенные фигуры индусов с протянутой рукой истощены настолько, что обозначены художником лишь абрисом. Так, сливаясь воедино, визуальный и вербальный ряды превращают бытовую сценку в политический памфлет.

Джон Буль и голод в Индии.

В творении А. Миллера "Богатый Джон и его голодные колонии", опубликованном в 1903 году в журнале "Шут", зафиксировано как диагноз непомерное самодовольство нашего героя. Его массивное туловище с толстой золотой цепью на брюхе занимает почти всю площадь рисунка, заплывшая жиром физиономия надменна, а рука с дорогими перстнями на пальцах крепко держит огромную мошну в форме земного шара. Верхняя часть туго завязана так, что напоминает корону, на красной сургучной печати читается John Bull, а поверх очертаний континентов значится гигантская сумма - единица с одиннадцатью нолями! У ног Джона ютятся маленькие фигурки нищих индуса, индейца, негра и араба, в протянутую руку которого из лопнувшего мешка падает мелкая золотая монетка.

Средь житейских тревог. Обложка журнала "Шут".

Неправда ли, напоминает русскую поговорку "Богатому черти деньги куют"?!

Эта карикатура стала квинтэссенцией образа Джона Буля, который сарказмом художника превратился из быка в борова.

  • 1. Лихарев Д.В. Эра адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота. Владивосток, 1993; Лихарев Д.В. Флот и военно-морское ведомство Великобритании на пути к Первой мировой войне. 1900-1914. СПб., 1914.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться