издается с 1879Купить журнал

О мытарствах диковинного зверя Петра I припомнили в Воронеже

13:53

Диковинного зверя, который 11 лет шествовал ко двору Петра Первого, в России встречали хлебом-солью. Огромный слон - подарок от персов - прошел всю европейскую часть страны с юга на север и еще три года развлекал вельмож по праздникам. О "зверином" посольстве шаха Хуссейна напомнил офорт Питера Пикарта, который извлекли из запасников воронежского музея имени И. Крамского к выставке "Собиратели земель русских".

Огромный слон - подарок от персов - за 11 лет прошел всю европейскую часть страны с юга на север.

wikipedia.org

Огромный слон - подарок от персов - за 11 лет прошел всю европейскую часть страны с юга на север.

Сам проект предлагает посмотреть на историю самодержавия через экранные образы. В нем собраны костюмы, эскизы и кадры из фильмов про Ивана Грозного, Петра Первого и Екатерину Великую. Основные экспонаты привезли из Государственного центрального музея кино.

А в Воронеже подобрали в тему любопытные гравюры петровского времени. В основном это пейзажи, связанные со строительством военно-морского флота на местных верфях. Но один лист выбивается из ряда. "Вход персидского посольства в Москву 3 октября 1712 года" - своего рода репортаж о событии, которое всколыхнуло весь город.

Очевидец переполоха, старообрядческий богослов Андрей Денисов, писал своим единоверцам об этом так: "...заутра же в день той внезапу, яко вода воскипеша московитии народи: улицы востопташася, слободы пролияшася, переулки протекоша. Мужи и старцы с юнотами текуще, жены спешащеся, мнози детей на руку носяще, конники, колесничники ретящеся, вкупе налияся людьми путь той... все поле до самага дворца на шесть верст многочеловечно возблесне, лавки и дворы утеснишася и кровы их от многолюдства востужиша".

По его свидетельству, бесчисленная масса народа кипела вдоль дороги "на тынех, на стенах, на углах (и аще бы мощно внести на воздухе)". Путь посольства охраняли полки пехотинцев. Навстречу гостям выехали верхом и в каретах богато разряженные московские сановники. Колесницы и одежды заморских гостей сияли золотом и серебром, на особых телегах ехали лев, львица и "жар некая небывалая птица, и бобр, многопестрый зверь и попугай различными цветы".

Главным же сюрпризом для зевак был "превелий слон зверь" с маленьким, как воробей, арапом-погонщиком на шее - "чудо не во океанском, но в Московском народном мори, не бывалое зрителище". Ноги животного, как заметил Денисов, были длиной в человеческий рост и "толсты яко бревно", а сам слон - "безшерстен, великоглав... горбоспинен, задопокляп, ступанием медведоподобен". Кроме хобота, бивней и ушей размером с печные заслонки, наблюдателю привиделись "рожки малы, подобны агнчим".

О "зверином" посольстве шаха Хуссейна напомнил офорт Питера Пикарта, который извлекли из запасников воронежского музея имени И. Крамского к выставке "Собиратели земель русских". Фото: wikipedia.org

Стоило зверю ступить в сторону толпы справа или слева, как люди в панике обращались в бегство. И хотя тесной толпой отхлынуть подальше было невозможно, он никого не потоптал и не покалечил. Денисов счел это сущим чудом и призвал паству обуздывать свои страсти так же, как сделал несмысленный великан. "Количество и качество слона", по его выражению, еще долго было у всех на устах.

Но что привело персов с их экзотическими зверями в Россию? Известие об этом посольстве вышло еще 2 января 1703 года в первом номере первой отечественной газеты "Ведомости": "Из Персиды пишут. Индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем".

Животное шло рядом с подводами и неизменно производило фурор. В Астрахани зеваки провожали его сорок с лишним верст. Кое-где гостя встречали с хлебом-солью или падали на колени, видя в нем сверхъестественное явление. По некоторым данным, на ноги зверю сшили кожаные башмаки. На подробнейшей гравюре Пикарта этой обуви нет.

Художник зарисовал участников посольства в 1712-м - то есть до Москвы персы добирались около девяти лет. Гравюру впервые выпустили в 1713 году и позже переиздавали. Такие оттиски есть в Эрмитаже, Государственном историческом музее и ГМИИ имени А. Пушкина.

В 1714-м колоритная процессия вошла в Петербург. Полноценной столицей он еще не стал, но Посольский приказ туда уже переводили. "Зверовой двор" устроили там, где сейчас находится Марсово поле. По праздникам слона в красивой попоне выводили на поздравление к знатным вельможам. Он дожил до мая 1717-го. Запись об этом осталась в расходной книге Петра I и в дневнике губернатора Александра Меншикова: "Умре слон". На место животного в амбаре поставили другой дипломатический подарок - Готторпский глобус.

Первый "дареный" слон попал в Россию при Иване Грозном от персидского шаха Тахмаспа I. После Петра Первого таких зверей дарили Анне Иоанновне и Елизавете, Александру I и Николаю II. Причем Елизавете Петровне прислали целое стадо - 14 штук. Отправитель, Надир-Шах, предлагал наследнице престола руку и сердце. Но она приняла только слонов, ради которых в Петербурге отремонтировали Аничков мост и три переправы через Мойку, а также построили плац для прогулок.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться