Торговому дому Аршинова в Старопанском переулке, что в пяти минутах ходьбы от Кремля, расширили предмет охраны. Департамент культурного наследия сообщает, что в перечень включены архитектурные элементы, которые сохранились с конца XIX века и признаны исторически значимыми.

Журнал "Зодчий" / electro.nekrasovka.ru
Торговый дом Аршинова в 1902-м году.
Особняк в Старопанском переулке - первое офисное, как теперь говорят, здание столицы, его возвели по проекту Федора Шехтеля в 1899 году в стиле модерн для московского купца первой гильдии Василия Аршинова. Он ранее имел поблизости свой магазин с суконным товаром. Здание строилось, когда переулок назывался Космодамианским (или Косьмодемьяновским) - по церкви Космы и Дамиана, на земле которой и возведен особняк. Он и до этого имел статус объекта культурного наследия федерального значения. Теперь новый владелец при реставрации должен будет уделить внимание всем деталям, прописанным в новых документах.
Специалисты указывают, в частности, на арочное окно, лепнину, световые люки, чугунные колонны, лестницу.
Уже в конце XIX века во всем здании было электрическое освещение и центральное отопление, работали подъемники для товаров и лифты для публики. Фасады строения отделаны серо-зеленой керамической плиткой, а также белыми декоративными лепными деталями. Такая цветовая гамма характерна для построек Федора Шехтеля начала XX века. Внутри дома сохранились некоторые оригинальные детали оформления, например дверные бронзовые ручки.

Аршинову нравилось сотрудничать с Шехтелем. Судя по всему, они познакомились, когда Федор Осипович обновлял храм Иоанна Предтечи в Замоскворечье - старостой этой церкви был как раз Василий Федорович. Несколько лет спустя после постройки торгового дома он поручил архитектору перестроить свой особняк на Большой Ордынке.
Там же, в Замоскворечье, Шехтель построил и здание для первого в России частного научного института, который получил название Литогея. Василий Федорович отмечал успехи своего сына Владимира, ученика Владимира Вернадского, и профинансировал создание института с обсерваторией. В советское время на основе Литогеи создали Всесоюзный институт минерального сырья - ВИМС.
Вообще после революции 1917 года Аршинов добровольно передал все свое имущество государству, в том числе и здание Торгового дома. Сам он был назначен заведующим хозяйственной частью Московской горной академии, затем работал во Всероссийском текстильном синдикате, избежал репрессий и стал персональным пенсионером республиканского значения. Василий Аршинов скончался в 1942-м в возрасте 88 лет в своем особняке на Ордынке.
- В отличие от многих купцов и промышленников мы решили остаться, - писал в 1922-м Василий Федорович. - Жаль всего созданного, жаль "Литогеи". Да и не дворяне же мы, не эксплуататоры. Происходим из крестьян, трудились честно, денег сколько пожертвовали - на приюты, богадельни, науку! В 1918 году я добровольно передал все свои предприятия в народную собственность, а чуть позже сын отдал и свою драгоценную "Литогею" в Наркомпрос, оставшись там директором. Советская власть нас не обижает. Да, пришлось нам уплотниться в нашем особняке на Ордынке, но все же несколько комнат нам оставили. И, знаете, ни о каких богатствах я не жалею. К роскоши склонности никогда не имел. Дело свое хорошо выполнять можно и наемным работником.
А в здании бывшего Торгового дома Аршинова в середине 1920-х годов разместился Центральный комитет профсоюзов железнодорожного и водного транспорта. Затем долгое время в особняке находился Госиздат. Что будет теперь, пока неизвестно.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем
