Уникальное полотно длиной почти 900 метров - под стать величию Транссиба
17 марта 1891 г. был объявлен Высочайший рескрипт Александра III о строительстве Сибирской дороги с двух концов - от Урала на западе и Владивостока на востоке. 10 декабря 1892 г. был создан Комитет Сибирской железной дороги во главе с наследником цесаревичем Николаем Александровичем. Он сохранил эту должность и став императором, руководя стройкой до ее завершения.
Именно Комитету мы обязаны созданием шедевра, хранящегося в фондах Эрмитажа. Уже на первоначальном этапе строительства было решено помимо технической и фотографической документации запечатлеть художественную панораму возведения магистрали. С этим предложением Комитет обратился к художнику-путешественнику Павлу Яковлевичу Пясецкому, известному чиновникам и Двору своими акварельными панорамами. Выбор оказался снайперски точным.
Врач, художник, этнограф
Павел Яковлевич был разносторонне одаренным человеком. Врач по образованию, он окончил также живописный класс Императорской Академии художеств. Служа с 1872 г. в Петербургском Военно-медицинском управлении, много путешествовал в составе экспедиций как врач, а как художник - зарисовывал маршруты поездок, ландшафты, города, жанровые сцены, пейзажи.
Пясецкий собирал в путешествиях и этнографические коллекции, талантливо писал о своих поездках, читал публичные лекции, устраивал выставки. Но главное - из каждой поездки привозил большие серии акварелей. Тогда же он выработал свою фирменную технику. Наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, художник создавал непрерывную панораму путешествия. Так появились его знаменитые рулоны. Вот лишь некоторые из них:
1877-78 гг. - путешествие по Китаю; в те же годы Пясецкий зарисовал путь санитарного отряда по Болгарии во время русско-турецкой войны.
1891-92 гг. - панорама Закаспийской железной дороги, которая с большим успехом была публично продемонстрирована в Петербурге.
1895 г. - панорама Персии, исполненная во время путешествия дипломатической миссии в Тегеран...
Поражает огромная трудоспособность художника. Порой она кажется невероятной, учитывая длину полотен. Но даже на этом фоне Транссибирская панорама потрясает.
Пясецкий П. Я. (1843-1921). Панорама Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока.
Разделена на 9 рулонов, каждый из которых намотан на валик; длина рулонов от 54 до 127 м. Высота 48,5 см.
Бумага, акварель, графитный карандаш; наклеена на ткань. 1894-1903 гг.
Инв. NN ЭРР-9148; ЭРР-8561, ЭРР-8562.
Десятый рулон представляет строительство соединительной железной линии через Манчжурию-КВЖД. 98 м х 8,5 см.
Бумага, акварель, графитный карандаш. 1902 г.Инв. N ЭРР-9151.
В вагоне, верхом, на велосипеде
Это было невиданное по масштабу задание, но Пясецкого, привыкшего к длительным путешествиям, вызов не смутил. Продолжалась работа 10 лет, в течение которых летом и ранней осенью художник выезжал на очередной строящийся участок дороги. Ему был выделен специальный вагон-мастерская. Доезжая до места назначения, он нередко покидал вагон, перемещаясь в экипаже, верхом или на велосипеде - так можно было добраться до самых отдаленных участков трассы.
В девяти рулонах длиной от 54 до 127 метров Пясецкий сумел предельно сжать огромное пространство - 9288,2 км - и в то же время запечатлеть самое главное: большие города Челябинск, Омск, Томск, Красноярск, Чита чередуются с поселками и маленькими станциями, полустанками и разъездами. Городские улицы, площади, архитектурные памятники, местные промыслы и ремесла, жанровые сцены - ничто не ускользало от внимательного взора художника. В мельчайших деталях он зарисовал и сам процесс строительства- прокладку рельсов, наведение переправ, сооружение мостов.
Каждый отрезок пути, помещенный в рулон, автор стремился наделить особым, присущим только этой российской местности своеобразием. И это ему блестяще удалось.
Байкал, Хинган, Париж
Панорама начинается Самаро-Златоустовской веткой, соединяющей европейскую Россию с Западно-Сибирской линией. Здесь преобладают мастерски выполненные горные пейзажи уральского хребта, прорезанного живописными реками. Ну, а собственно Сибирская магистраль берет начало от Челябинска. Почти до Красноярска это преимущественно равнинный пейзаж, на фоне которого перед зрителем разворачивается панорама великой стройки. В художественное повествование автор вплетает интерьеры вагонов или дорожную церковь, а иногда просто декорирует панораму богатой степной растительностью, мастерски передавая краски дня и ночи.
Наиболее живописны у Пясецкого таежная Томская ветка, а также среднесибирский и Забайкальский горные участки - Красноярск-Иркутск-Чита; здесь привлекает внимание строительство переправы через Байкал с причалами и красивыми паромами "Байкал" и "Амур".
Значительную часть сибирской панорамы составляют зарисовки, сделанные художником во время путешествия на пароходах по Шилке и Амуру, в местах, где железнодорожные пути только проектировались. Зачарованные зрители с изумлением разглядывали сцены прокладки тоннелей через неведомый Хинганский хребет при строительстве КВЖД...
По контракту Пясецкий должен был закончить панораму к 1900 году, что он и сделал. В тот же год его детище было представлено на Всемирной выставке в Париже, в павильоне, посвященном освоению Сибири. Причем, фурор вызвал и сам способ демонстрации почти 900-метровой ленты: она медленно перематывалась за окном специального вагона, в котором усаживались зрители, и создавала абсолютную иллюзию движения. Надо ли говорить, что панорама вызвала огромный интерес, была заслуженно удостоена золотой медали, а самого Пясецкого наградили орденом Почетного легиона.
Вторая молодость Транссиба
На долю монументальных рулонов Пясецкого выпало немало испытаний. За время демонстраций, а затем и перемещений по музейным хранилищам акварели, наклеенные на ткань и свернутые в рулоны, обветшали, потерлись, потрескались и загрязнились. Требовалась масштабная и трудоемкая реставрация. В 2004 году М.Б. Пиотровский обратил внимание руководства ОАО "Российские железные дороги" на уникальный памятник, хранящийся в фондах Эрмитажа. "Великая железнодорожная магистраль заслужила, чтобы россияне увидели ее молодость, ее зарождение" - откликнулось железнодорожное ведомство на инициативу директора Эрмитажа. Благодаря финансовой поддержке РЖД реставраторы Лаборатории научной реставрации графики Эрмитажа метр за метром восстановили живописную летопись Транссиба. Возрожденный памятник отечественной истории был опубликован в 2011 году в иллюстрированном издании вместе с компакт-диском, демонстрирующим панорамную ленту Сибирского пути.
Панорама Пясецкого была и остается единственным художественным памятником, отразившим сооружение Транссиба. И, конечно, сцены, зарисованные Павлом Яковлевичем, интересны не только как документы эпохи. Панорама - это прежде всего поэтичное, художественно убедительное и прекрасно выстроенное по композиции изображение природы Сибири, не вызывающее возражений ни в деталях, ни в части построения перспективы, ни с точки зрения колорита. Уникальность памятника и сегодня поражает воображение зрителя.