Телеграмма государя
НИКОЛАЙ
Про сердечную близость - не дежурная фраза в телеграмме Николая II. Ведь именно он, тогда еще цесаревич, четверть века назад выполнил Высочайший рескрипт отца, императора Александра III: "Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений... Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки... Великого Сибирского рельсового пути".
19 мая 1891 года под залпы салюта со всех стоявших на владивостокском рейде судов Николай "соизволил лично наложить в приготовленную тачку земли и свезти ее в полотно строящейся железной дороги".
Через 25 лет Амурский мост стал последним звеном построенного Транссиба.
2600 метров за 39 месяцев
Первоначально стальной путь до Владивостока лег через китайскую Маньчжурию - быстрее и дешевле. Но Русско-японская война преподала горький урок: главная магистраль страны должна проходить по своей территории. И перед изыскателями, проектировщиками, строителями встал главный вопрос: как построить мост через Амур - могучую реку с тяжелым характером, шириной у Хабаровска под три километра, глубиной до 14 метров, со стремительным течением, паводками весной и осенью, сокрушительной силы ледоходом...
Окончательный вариант и по нынешним временам необычайно смел: Амур должна была перекрыть цепочка металлических ферм конструкции Лавра Проскурякова, а примыкающую к нему протоку с говорящим названием Бешеная - железобетонная арочная эстакада. Мостостроители того времени не признавали железобетон, инженер Григорий Передерий пошел против течения...
Сроки были не просто сжатые - жесткие невероятно. За 26 месяцев предстояло протянуть 2600метровый мост - крупнейший из всех построенных к тому времени в Евразии. И если железные дороги были делом казенным, то мост отдали на подряд предпринимателям.
Работы шли круглосуточно, 10часовыми сменами, в самые напряженные моменты количество строителей доходило до десяти тысяч человек: минеры, кессонщики, каменщики, клепальщики, работный люд - вольнонаемные, контрактные, арестанты. Мостовые пролеты моста изготовляло в Варшаве акционерное общество машиностроительного и чугунолитейного завода "К. Рудзкий и Ко". Фермы, каждая весом свыше тысячи тонн, шли на восток через Черное, Средиземное и Красное моря, Индийский и Тихий океаны - до Владивостока и далее на железнодорожных платформах в Хабаровск.
Начальник строительства Александр Ливеровский был убежденным сторонником механизации работ: три одноковшовых и семь многоковшовых экскаваторов были по спецзаказу изготовлены на Путиловском заводе. Для перевозки грунта и стройматериалов впервые использовались грузовые автомобили.
И все-таки сроки пришлось пересматривать: вмешалась Первая мировая война. Опытных рабочих начали призывать в действующую армию, на стройке стало больше случайных людей и каторжан. Судно "Пермь" с кессонами и элементами двух ферм на борту загорелось на стоянке в цейлонском Коломбо. Его затопили, пролеты перегрузили на другое судно - "Курск", при этом 407 пудов конструкций погибло. В 1915 году работы приостановило мощное наводнение...
И все же берега соединили в рекордный срок: 3 года и 3 месяца.
Для сравнения: второй мост через Амур, у Комсомольска, длиной в полтора километра строили шесть лет - с 1969-го по 1975-й.
Премия машинисту
"5 октября, в высокоторжественный день тезоименитства его императорского высочества наследника цесаревича Алексея Николаевича, состоялось торжество освящения и открытия для постоянного движения железнодорожного моста через реку Амур близ города Хабаровска, названного в честь наследника Алексеевским", - репортер "Приамурских ведомостей" не мог удержаться от подобающего событию пафоса. Как и хабаровский городской голова Александр Плюснин, телеграфировавший в Ставку императора:
"Свершилось заветное для всей Сибири, которая отныне связана сталью в одно неделимое целое с матерью-Россией".
Горожане с утра стекались к входу на переправу, где для торжественного молебна устроили особый помост. Тысячная толпа расположилась на соседних сопках. Богослужение провели архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий и епископ Приамурский и Благовещенский Евгений.
Его высокопревосходительство супруга приамурского генерал-губернатора Маргарита Мечиславовна Гондатти изволила перерезать ленту, оба конца которой, вздрогнув, упали вниз и вслед за ними спустился один конец флага, прикрывавшего наверху моста надпись: "Мост наследника цесаревича Алексея Николаевича". Затем его высокопреосвященство в сопровождении духовенства взошел в первую платформу, а присутствующие в остальные вагоны и утопающий в зелени поезд при пении "Спаси, Господи, люди твоя" торжественно вошел на мост, окропляемый святой водой".
Первый поезд провел молодой машинист Семен Гольберт, за что был жалован пятью золотыми рублями. Поездка была короткой - до левого берега и обратно. На последовавшем банкете генерал-губернатор произнес речь:
- Всегда, когда я представлялся государю императору, он интересовался Приамурьем и горячо шел навстречу всем начальникам. Благодаря этому мы и сейчас, в тяжелую годину, испытываем меньше других тяготы военного времени и остроту продовольственного кризиса. 25 лет назад, когда государь император, будучи наследником, лично произвел закладку Уссурийской дороги, его везли по Уссурийскому краю на волах и с трудом передвигались, а теперь мы ездим с удобствами и быстротой по железной дороге. Семь лет я наблюдал за постройкой дороги и знаю, при каких трудных условиях приходилось работать строителям. На многих местах во время изысканий тонули лошади. Я свидетель того, сколько труда положили русские инженеры. Но дорога построена...
Царь-мост через реку Амур на ТранссибеКазне мост обошелся в 13,5 миллиона рублей - сумма, сопоставимая со всеми военными расходами в 1916 году (15,3 миллиона).
Амурский мост многое повидал на своем веку. 5 апреля 1920 года партизаны, отступая с боями из Хабаровска, взорвали два пролета, чтобы отрезать путь японским интервентам. Командир отряда Демьян Бойко-Павлов, руководивший подрывом, в свое время считался лучшим клепальщиком на строительстве моста...
Ажурные конструкции "Амурского чуда" много десятилетий вызывали восхищение пассажиров, художников, профессиональных мостостроителей. Они сохранились лишь на фотографиях да в музее. Но память о пионерах Транссиба хранят старинные опоры нового моста, который летит над амурскими волнами.
Творцы "Амурского чуда"
(1858-1926)
Один из лучших специалистов-мостовиков Российской империи - выходец из многодетной крестьянской семьи. Первым в Европе отказался от многорешетчатых мостовых ферм, спроектировав ферму с простой треугольной решеткой. Проект моста через Енисей, разработанный профессором Л.Д. Проскуряковым, удостоен Большой золотой медали Всемирной выставки в Париже 1900 года - "За ажурное исполнение и экономное расходование металла".
(1871-1953)
Будущий советский академик спроектировал западный подход к Амурскому мосту - арочную эстакаду, первое в Азии мостовое сооружение из железобетона. Легкая и изящная конструкция прекрасно сочеталась с ажурным мостом. Выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения Передерий участвовал в строительстве многих железных дорог. Автор почти ста работ по мостостроению, в том числе фундаментального учебника "Курс мостов". Открыл в России эру железобетонного мостостроения.
(1867-1951)
Талантливый инженер, крупный ученый и практик железнодорожного транспорта, Ливеровский участвовал в сооружении практически всех железных дорог Российской империи в конце ХIX - начале ХХ веков. В 1912-1915 годах возглавлял строительство Восточно-Амурской дороги, включавшей внеклассный мост через Амур. Ему привелось в 1892 году забить "серебряный" костыль первого звена на головном участке Западно-Сибирской дороги и такой же - по окончании укладки рельсов Транссиба. Очень гордился тем, что "начал и замкнул Великий Сибирский путь".
В годы Великой Отечественной войны проектировал Дорогу жизни к Ленинграду.
Не найдено достоверных свидетельств тому, выполнили ли 5 октября 1916 года инженеры и подрядчики принятый у мостостроителей ритуал - встать на лодке под мостовым пролетом во время прохождения первого поезда. Зато сохранилась фотография 1924 года: прямо под восстановленной после взрыва фермой на амурском льду стоят специалисты, замеряющие динамические изменения при прохождении состава.
* Все даты в тексте даны по старому стилю..