22.10.2016 21:54
"Родина"

Путешествие великих князей по Транссибу во время Русско-японской войны

В Российском государственном архиве кинофотодокументов хранятся уникальные снимки поездки великих князей по Транссибу во время Русско-японской войны
Текст:  Алла Коробова (главный специалист РГАКФД)
Родина - Федеральный выпуск: №10 (1016)
Регулярное движение по Транссибу, еще не сомкнувшемуся на Амуре, началось уже в 1903 году. Этим не преминули воспользоваться великокняжеские представители династии Романовых.
"Поездка великих князей Бориса Владимировича и Кирилла Владимировича на Дальний Восток" / Фотограф не установлен / РГАКФД
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
Бертона Холмса в путешествии по Транссибу больше всего удивили... люди

Российский государственный архив кинофотодокументов имеет на хранении четыре альбома, посвященных пребыванию великих князей на Дальнем Востоке. В них и небольшое количество снимков, связанных с Транссибом: альбомы № 346 и 347 "Поездка великого князя Бориса Владимировича на Русско-японскую войну", альбом № 591 "Поездка великих князей Бориса Владимировича и Кирилла Владимировича на Дальний Восток" и альбом № 1056 "Путешествия великого князя Бориса Владимировича в 1901-1902 гг. и его поездка на Дальний Восток во время Русско-японской войны".

/ Фотограф не установлен. / РГАКФД
Почему китайцы поставили строителю Транссиба Хорвату памятник при жизни

Их содержание перекликается. Альбом № 346, самый объемный (около 400 снимков), посвящен событиям 1904 г. в Порт-Артуре, Дальнем, Ляояне. Много групповых фотографий с участием Бориса Владимировича, красивых панорамных видов городов. Немало снимков, посвященных походной жизни великого князя и его окружения, этнографические сюжеты. И лишь около двадцати фотографий посвящены быту и видам некоторых участков Транссибирской магистрали (Хинганская "петля", тоннель).

/ Фотограф не установлен. / РГАКФД
На вокзалах и полустанках пассажиров потчевали как самых дорогих гостей

В альбом № 347 небольшое разнообразие вносят фотографии, касающиеся России, - Челябинск, Иркутск, порт Байкал.

Альбом № 591 выделяется снимками великих князей Кирилла Владимировича и Бориса Владимировича по дороге в Ляоян (уже после взрыва "Петропавловска"), сюжетами походной жизни Бориса Владимировича.

Американский фотограф в 1895 году побывал на строительстве Транссиба

Интересно, что во всех альбомах есть снимки вагона, в котором ехал Борис Владимирович, но нет ни одного, где поезд был бы снят целиком. (Среди военных историков есть мнение, что Борис Владимирович и Кирилл Владимирович в 1904-1905х гг. вряд ли имели свой поезд, скорее были только личные вагоны. Личные поезда у них появились во время Первой мировой войны.) В этом контексте выделяется снимок интерьера в вагоне Бориса Владимировича (сн. 53), к сожалению, неважного качества: съемка в неподготовленном для этого помещении была тогда сопряжена с определенными трудностями. Есть в альбомах и любопытные снимки (ал. 346, сн. 339 и ал. 591, сн. 55) так называемого балкона-столовой и "доброй" палатки - навеса над поездом. Если в первом случае назначение понятно, то во втором можно сколько угодно фантазировать о применении данного сооружения.

/ Хинганская "петля" и вход в тоннель. 1904 г.
/ Фотограф не установлен. / РГАКФД
Сокровища Эрмитажа: Транссиб в акварельной панораме длиной 900 метров

Что касается авторов снимков, то этот вопрос до сих пор открыт. Зная, что великие князья были большими любителями фотографии, можно предположить, что какие-то из снимков сделаны ими лично (возможно, немалая часть). Нет ответа и на самый интересный вопрос: как долго великие князья добирались из Ляояна в Санкт-Петербург, если сейчас поезд Москва - Владивосток идет чуть более 6 суток, а Москва - Пекин лишь на сутки дольше?

/ Фотограф не установлен


Дороги Фотоальбом Научная библиотека