25.10.2017 12:38
"Родина"

Доктор Пирогов на Кавказе: Мифы и легенды о его последователях

Знаменитому эскулапу во время командировки в действующую армию на Кавказ приписали пять эпизодов, которых не было
Текст:  Сергей Манышев (соискатель)
Родина - Федеральный выпуск: №10 (1017)
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

О пользе эфира

Шел 1847 год. На Кавказе не прекращалась война: солдаты и офицеры Отдельного Кавказского корпуса пытались замирить горцев. 7 июня по повелению императора Николая I на Кавказ, "для указания врачам тамошнего края способов применения употребления эфира при хирургических операциях", был отправлен известный хирург Николай Иванович Пирогов1.

Середина XIX в. - это время, когда только начинались эксперименты по широкому применению обезболивания. Когда возникало понимание того, что операция, проведенная на обездвиженном пациенте - не чувствующем ни боли, ни манипуляций врача, - может пройти намного успешнее и дать лучшие результаты. 15 марта 1847 г. министр внутренних дел Л.А. Перовский, опасаясь отравления больных из-за сложностей с дозировкой, распорядился ввести ограничения для применения эфирного наркоза. Возможность использования его в частной практике фактически исключалась, что, конечно же, затормозило внедрение эфирования в медицинскую практику2. Пирогов по этому поводу писал: "Я не вижу никакой причины, почему бы нужно было запретить продажу вдыхательных снарядов и их употребление в практике врачам, желающим испытать действие эфирных паров над больными. Если показания к употреблению их еще не совсем определены, то не то ли же самое было и с другими сильными средствами при первом их открытии, как то с синильною кислотою, с щелочами растительными, йодом и т.п., но, сколь мне известно, врачебная полиция еще никогда не запрещала врачам употребления этих средств и никогда еще не ограничивала законом употребление их в практике"3.

Письма советских граждан в газеты с просьбой не предавать тело Ленина земле

Пытаясь доказать безопасность эфирного наркоза и необходимость его повсеместного введения, сопровождаемый ассистентом Медико-хирургической академии П.Ю. Неммертом и фельдшером Второго военно-сухопутного клинического госпиталя Калашниковым, Пирогов отправляется на Кавказ. В то время русские войска осаждали аул Салты. К началу сентября 1847 г. подготовка к штурму была закончена, и спустя две недели Салты были взяты4.

За время осады было проведено 100 операций с применением эфирного наркоза: 47 самим Пироговым, 35 - доктором Неммертом, 5 - прикомандированным лекарем Дукшинским и 13 - полковыми и батальонными врачами. Против применения наркоза протестовал только один из раненых5. 12 октября 1847 г. высочайшим приказом по военному ведомству Пирогов был произведен в действительные статские советники6.

По возвращении из своей командировки Николай Иванович издал подробный "Отчет о путешествии по Кавказу", в котором изложил свой взгляд на дело организации медицинской помощи в армии, а также описал все, что с ним произошло. Казалось бы, этот исчерпывающий труд дает ответы на все вопросы, связанные с его пребыванием в действующей армии. Однако за последние 170 лет в историографии накопилось немало утверждений, оказывающихся на поверку плодом чистой фантазии.


"Операция в крепости Грозной"

Путь Пирогова в Дагестан лежал через Ставрополь, Пятигорск и Моздок. Из Пятигорска он со спутниками выехал в Кизляр, а затем в Темир-Хан-Шуру. От Темир-Хан-Шуры медики отправились на лошадях к лагерю у Турчидага - куда и прибыли 22 июля 1847 г.7 На всем пути следования Николай Иванович проводил показательные операции и оставлял в госпиталях сконструированные им приборы для эфирования.

Тут и появляется первый миф о Пирогове на Кавказе.

Я имел счастье впервые видеть государя...

В работах некоторых историков можно встретить утверждение о том, что в грозненском военном госпитале Николай Иванович провел целый ряд показательных операций с применением эфирного наркоза8. Однако ни одним из имеющихся источников это не подтверждается. Все перемещения Пирогова по Кавказу подробно зафиксированы им самим в его "Отчете", но о пребывании в крепости Грозной там не упомянуто9. Видимо, основой мифа послужила написанная в 1913 г. повесть казачьего писателя А. Кулебякина, в которой рассказывалось, как в грозненский военный госпиталь привезли раненого казака Власа Фролова. Его начал лечить Пирогов, усилия которого оказались тщетными, и отец Власа увез казака к чеченскому лекарю10...


"Лечение наибов Шамиля"

Еще один широко тиражируемый миф - это "лечение Пироговым мюридов - сторонников имама Шамиля". Согласно этому сюжету, по просьбе имама Шамиля хирург отправился в горы и оперировал там наибов Гасанила-Абу и Махулава. Причем последний якобы отказался от наркоза, а у Пирогова сломалась пила для резекции кости. А выздоровев, Махулав якобы подарил хирургу взамен поломанного инструмент из прославленной амузгинской стали11.

Пирогов действительно оперировал раненых горцев. Он сам писал об этом в "Отчете": "Были примеры, что во время экспедиции неприязненные чеченцы привозили в наш арьергард своих раненых, которым они считали нужным сделать ампутацию; наши врачи делали отнятие члена, а наши неприятели опять увозили своего раненого назад к себе"12. Однако происходило это исключительно в полевом лазарете. Ни Шамиль, ни кто-либо из его окружения не обращались к Пирогову с просьбой приехать для лечения мюридов.

Легенда эта появилась уже в советское время, в повести писателя Романа Фатуева, первый вариант которой был опубликован в 1935 г. В расширенном виде, под названием "При осаде Салтов", она увидела свет в 1970-м13. Этот миф лег также в основу поэмы известного дагестанского поэта Расула Гамзатова "Сказание о русском докторе". Здесь, правда, Пирогова пригласили для лечения самого Шамиля:

Говорят: прикрывая платками уста,Причитали они бестолковоИ послали мюридов во вражеский станПригласить самого Пирогова.Через час знаменитый хирург к ШамилюПодошел торопливой походкойИ негромко сказал:- Я его исцелю, -            инструмент доставая походный.Говорят: истекающий кровью имамВдруг очнулся и выкрикнул сипло:- Я себя, как барана, вам резать не дам,Есть во мне еще прежняя сила!14

Подтверждения этому эпизоду нет.

Другое дело, что в годы Кавказской войны русские офицеры часто лечились у горских лекарей, а горцы отправлялись лечиться в русские госпитали и лазареты. А по просьбе Шамиля к нему в горы из укрепления Хасав-Юрт привозили доктора Пиотровского - лечить сына имама, Джемалэддина15. Вероятно, эти реальные события и способствовали появлению мифа о "лечении Пироговым мюридов".


"Дагестанский помощник Пирогова"

К середине XIX в. на Кавказе уже сложилась своеобразная корпорация народных лекарей, передававшая секреты своего мастерства из поколения в поколение. Считают, что один из таких лекарей, Муртузали из селения Бутри, помогал Пирогову в бытность того в Дагестане.

Впервые имя Муртузали (Гаджи Муртузалиева16) было упомянуто в 1955 г., в диссертации Р.Ш. Аликишиева, в числе дагестанских народных лекарей. Никаких подробностей о нем автор не приводил17. Однако через три года, в написанной на основе диссертации монографии, Аликишиев писал: "Большой интерес представляет обнаруженный нами в селении Левашах в 1954 г. большой набор хирургических инструментов, которыми пользовался Гаджи Муртузалиев из селения Бутри Акушинского района около 100 лет. Эти инструменты подарил Н.И. Пирогов в 1847 г. под Салтами Муртузалиеву как одному из своих ассистентов из горских врачей"18.

С этого момента жизнь дагестанского лекаря начала обрастать невероятными подробностями. В наиболее "живописном" виде она была изложена краеведами. Согласно этому "каноническому жизнеописанию", Муртузали родился в том же году, что и Пирогов, - 1810-м. Он был старшим из пяти братьев. Во время пребывания русского хирурга в Дагестане народный лекарь служил при нем переводчиком, а Пирогов научил его "ампутировать конечности, удалять камни из мочевого пузыря, перевязывать крупные сосуды и останавливать кровотечение"19. Муртузали был знаком и с дагестанскими политическими деятелями советского периода Джелалэддином Коркмасовым и Алибеком Тахо-Годи; в годы Гражданской войны в его доме останавливался Серго Орджоникидзе... В ряде работ указывается, что лекарь побывал в плену у Шамиля, откуда был выкуплен матерью20. Скончался он в 1946 г. в возрасте 136 лет.

Скворцова и Мединский открыли памятник военным врачам в Химках

Однако сам Пирогов ни разу не упомянул дагестанского лекаря, который ему якобы помогал. А ведь на страницах пироговского "Отчета" нашли отражение даже самые незначительные детали пребывания хирурга в Дагестане...

Невероятным выглядит и возраст, в котором якобы скончался дагестанский лекарь. А набор инструментов, согласно легенде принадлежавший Пирогову, вовсе не уникален. Это обычный хирургический набор второй половины XIX в.21

Еще одно из косвенных доказательств в пользу легендарности ассистирования горцем Пирогову - факт отсутствия Муртузали в посемейных списках Бутринского сельского общества, составленных в середине 1880-х гг.22 По моему мнению, отсутствует он там в силу своего малолетства. И помогать Пирогову не мог уже в силу возраста...

Возможно, Муртузали действительно был искусным лекарем. Но биографию ему, видимо, придумали в советское время - для иллюстрации распространенного тогда тезиса о взаимовлиянии горской и русской медицины. Под востребованный в то время образ "интернационалиста из народа" Муртузали подходил как нельзя лучше.


"Заимствование метода иммобилизации"

По утверждениям ряда врачей и историков, именно под влиянием методов и способов кавказской народной медицины Пирогов предложил затвердевающую крахмальную повязку для лечения переломов23. Поводом для такого утверждения стал, по-видимому, описанный в "Отчете" метод иммобилизации отвердевающей бараньей шкурой, который применяли горцы. "При лечении свежих сложных переломов, - значится в "Отчете", - употребляется вместо неподвижной повязки шкура, снятая с барана только что убитого. Весь член обвертывается этою кожею, внутренняя сторона которой обращается к наружной поверхности тела. Повязка остается несколько недель без перемены, и шкура, засыхая на теле, образует род твердой и неподвижной коробки, в которой покоится страждущий член"24.

Однако фиксирующая крахмальная повязка была предложена в 1834 г. бельгийским хирургом Луи Сетеном - за 13 лет до того, как Пирогов попал на Кавказ. В 1837 г. информация об этой повязке появилась на страницах русской медицинской печати, и к 1847 г. Пирогов, один из передовых хирургов России, не знать о ней просто не мог.

Стоит также отметить, что метод иммобилизации и лечения различных заболеваний с использованием бараньих шкур впервые был описан штаб-лекарем Василием Яроцким в 1836 г., в газете "Друг здравия"25.


"Наркоз был принят всеми с радостью"

Обезболивание эфиром на Кавказе применяли еще до приезда туда Пирогова. Первые операции под эфирным наркозом в Тифлисском военном госпитале были проведены еще в начале 1847 г. Они оказались неудачными, так как в госпитале не было специального аппарата для вдыхания паров эфира, но уже в апреле 1847 г. такой аппарат был привезен в Тифлис сыном кавказского наместника князя Михаила Семеновича Воронцова камер-юнкером Семеном Воронцовым. Сделал это камер-юнкер под впечатлением от операций Пирогова, при которых присутствовал в столице.

Что же до "всеобщей радости" по поводу наркоза, то в лагере под Салтами операции, проводимые Пироговым, вызывали настоящий ужас нижних чинов. Говорили даже: "Наши, как чужие, устроили резню"26.

Клинцевич предложил разрешить военным врачам работать без лицензии

Работу Пирогова одобряли далеко не все офицеры. Наиболее известной среди проведенных им во время осады Салтов операций стала ампутация 7 августа правого бедра сотнику Гребенского казачьего полка князю Ю. Гагарину27. Князь выздоровел и на сороковой день после операции был отправлен в Темир-хан-шуринский военный госпиталь28. Однако решительность, с которой Николай Иванович произвел ампутацию, испугала офицеров: ранее медицина предлагала лечить подобные раны консервативно. Офицерам "невольно стало тогда приходить на мысль, не слишком ли уже это быстро и нельзя ли, в случае подобном, быть подальше от Пирогова"29.

Пироговский метод не сразу нашел отклик и у коллег-врачей. Врач Эраст Андреевский не без иронии замечал в своих записках: "Пирогов завонял своим эфиром весь лагерь, к общему удивлению всех, привел Новоселова, раненного под Чохом, в бесчувственное положение так, что он ревел благим матом и страшно метался во время длинной и совершенно бесполезной операции, которую потом через несколько лет поправил И.В. Буяльский в Петербурге (отыскав пулю, которую никак не удалось Пирогову)". Признавая достоинства эфирования, Э.С. Андреевский замечал, что "нельзя выдумать ничего глупее, как употребление эфира по методе, изобретенной Пироговым, в лагере, под неприятельскими выстрелами, на каляных пуховиках и тогда, когда нечем одеться противу дождя и холода"30.

Как и все новое, способ обезболивания с помощью эфирного наркоза прижился в медицине не сразу. Пройдет еще достаточно много времени, прежде чем применение наркоза станет рутиной в хирургических операциях. Но свою значительную роль в этом сыграло и применение его Пироговым в сложных полевых условиях.

Заслуги Николая Ивановича Пирогова перед отечественной медициной настолько велики, что его имя не нуждается в мифах и легендах.


Разведчик Георгий Пипия лично отбирал гестаповское окружение Штирлица

1. Послужной список Н.И. Пирогова // Геселевич А.М. Летопись жизни Н.И. Пирогова (1810-1881). М., 1976. С. 93.2. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 346. Оп. 1. Д. 5. Л. 53. Бессмертный Б.С. Н.И. Пирогов и введение эфирного наркоза в России. (Материалы к истории наркоза в России) // Хирургия. 1940. N 12. С. 10-11.4. Блиев М.М. Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации. М., 2004. С. 538.5. Пирогов Н.И. Отчет о хирургических пособиях, оказанных раненым во время осады и занятия укрепления Салты // Военно-медицинский журнал. 1847. N 1. С. 1-2, 6.6. Высочайшие приказы // Кавказ. 1847. N 47. С. 185.7. РГАДА. Ф. 1261. Оп. 1. Д. 41. Л. 177.8. Индербиев М.Т. Очерки истории здравоохранения Чечено-Ингушетии. Грозный, 1972. С. 21; Ахмадов Т.З. Здравоохранение Чечни: очерки истории. Грозный, 2010. С. 399 . Виноградов П.Б., Руднев С.М. К истории народной медицины вайнахов // Историческое регионоведение Северного Кавказа - вузу и школе. (Материалы научно-педагогического семинара). Вып. 12. Армавир, 2009. С. 44-45.10. Кулебякин А. Кунаки. Казачья быль // Записки Терского общества любителей казачьей старины. N 2. Владикавказ, 1914. С. 44, 47 и далее.11. Абдулхабиров М. Медицина Кавказа при имаме Шамиле // Врач. 1998. N 2. С. 44; Шамиль. Иллюстрированная энциклопедия. М., 2005. С. 110-111; Казиев Ш.М. Имам Шамиль. М., 2006. С. 191.12. Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу. СПб., 1849. С. 18.13. Фатуев Р. Салты. (1935) // Дагестан в русской литературе. Т. 2. Махачкала, 1960. С. 236-261; Фатуев Р. При осаде Салтов. М., 1970.14. Гамзатов Р.Г. Сказание о русском докторе // Режим доступа: http://www.rasulgamzatov.ru/skazaniya/content/161skazanie-o-russkom-doktore.html15. Манышев С.Б. Военная медицина народов Северного Кавказа в первой половине XIX в. // Этнографическое обозрение. 2016. N 2. С. 122-125.16. У разных авторов он именуется то Гаджи Муртузалиевым, то Муртузали Гаджиевым.17. Аликишиев Р.Ш. Очерки истории здравоохранения Дагестана. Автореф. дисс... канд. мед. наук. Махачкала, 1955. С. 12-13.18. Аликишиев Р.Ш. Очерки по истории здравоохранения Дагестана. М., 1958. С. 28.19. Гаджиев Б.И. Дагестан в истории и легендах. Махачкала, 1965. С. 129.20. Аскерханов Р.П. Развитие хирургии в Дагестане от Н.И. Пирогова до наших дней. Махачкала, 1979. С. 27.21. Стоит заметить, что еще один "набор Пирогова" хранится в музее средней школы селения Кудали Гунибского района Дагестана.22. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 5. Д. 103. Л. 913-972.23. Очерки по истории хирургии в Дагестане. Махачкала, 1960. С. 37; Аскерханов Р.П. Роль и вклад Н.И. Пирогова в развитие анестезиологии // Пироговские чтения 1979. Махачкала, 1980. С. 30-3124. Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу. С. 18.25. Яроцкий В. Лечение огнестрельных ран курдюками и соединенным вместе с тем обвиванием раненных членов теплою кожею, недавно снятою с какого-либо животного // Друг здравия. 1836. N 9. С. 65-67.26. Gralewski M. Kaukaz. Wspomnienia z dwunastoletniej niewoli. Lww, 1877. S. 275.27. РГИА. Ф. 932. Оп. 1. Д. 74. Л. 1.28. Пирогов Н.И. Отчет о хирургических пособиях... С. 42-43.29. Исаков Н.В. Из записок. (Продолжение) // Русская старина. 1917. Кн. IV-VI. С. 50.30. Андреевский Э.С. Записки // Из архива К.Э. Андреевского. Т. I. Одесса, 1913. С. 61.

Научная библиотека Легенды Судьбы История