04.12.2017 18:45
"Родина"

Как три женщины на самолете "Родина" совершили рекордный беспосадочный полет

24 сентября 1938 года три отважных женщины совершили беспосадочный полет на Дальний Восток - и в "бесконечность размашную"
Родина - Федеральный выпуск: №12 (1217)
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
В ширь и глубь!В бесконечность размашнуюЗнай лети,Где была - не была!Так мы волю свою                        бесшабашнуюНа кумачовом путиКолоколим в колокола! [...]И взовьются молодчики,Наши красные летчикиНа простор молодечества,В океан человечества1!Василий Каменский

Поэт и летчик Василий Каменский не зря ходил в футуристах. Он сумел передать ощущение полета, которым жила советская молодежь в конце 1920-х годов и все 1930-е. Естественное для активной, сильной личности желание вырваться "на простор молодечества",

Сказку сделать былью,Преодолеть пространство и простор,

находило естественный же выход - в аэроклубы! В летные школы!

И, разумеется, среди рвавшихся в небо были женщины.


УЧАСТНИЦЫ. Экипаж мечты

То, что 19-летняя харьковская студентка Валентина Гризодубова поступит в аэроклуб, затем в летную школу и станет пилотом гражданской авиации, можно было ожидать. Дочь одного из первых русских летчиков и авиаконструкторов Степана Гризодубова в атмосфере полетов жила с рождения.

У заведующей колхозной птицефермой из-под Бердянска Полины Говяз (по второму браку Осипенко) желание летать возникло, видимо, благодаря браку с военлетом Степаном Говязом. Пилотировать простейший У-2 она выучилась еще 23-летней официанткой летной столовой - и лишь потом, в 1932 году, ее приняли в военную школу летчиков.

Как Борис Осятинский восстанавливает крылатую память Победы

А вот 20-летнюю лаборантку Военно-воздушной академии москвичку Марину Раскову поначалу увлекла кабинетная аэронавигация. Но так сильно, что в 1933 году студентка-заочница сдала экзамен на штурмана самолета, а в 1935-м выучилась пилотировать...

И все три мечтали о рекордах, которыми в те годы жила страна. Потому рано или поздно они должны были встретиться.

В мае 1937 года Осипенко ставит на летающей лодке МП-1 три мировых рекорда высоты полета в классе гидросамолетов.

В октябре 1937-го Гризодубова на учебном УТ-2 и тренировочном УТ-1 устанавливает четыре мировых рекорда скорости и высоты в классе легких сухопутных самолетов. А 24 октября, совершив вместе со штурманом Расковой на легком же Я-12 (АИР-12) перелет Москва - Актюбинск, - бьет и рекорд дальности полета по прямой.

Наконец, 24 мая 1938 года экипаж МП-1 в составе первого пилота Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой бьет женский мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту, а 2 июля, в перелете Севастополь - Архангельск, - по прямой и по ломаной линии.

Чем отвечает Гризодубова? Она просит разрешить ей перелет Москва - Хабаровск, чтобы побить абсолютный женский мировой рекорд дальности. И приглашает вторым пилотом капитана Полину Осипенко, а штурманом - старшего лейтенанта Марину Раскову.


ПОДГОТОВКА. Красные буквы на серебристом крыле

Для перелета выделили один из трех опытных экземпляров так и не запущенного в серию дальнего бомбардировщика ДБ-2 - спроектированного в 1935 году под руководством Павла Сухого. Построенный в мае 1937-го на заводе N 156 - в Москве, на углу улицы Радио и Салтыковской набережной Яузы (ныне набережная Академика Туполева), - он имел заводское обозначение "37-3"2 (37-й тип, 3-й экземпляр; принятое в литературе обозначение АНТ-37 в документах не встречается).

Летчик Сергей Крамаренко рассказал, за что был удостоен звания Героя Советского Союза

С "37-3" сняли вооружение, установили двигатели специальной сборки, дополнительные бензобаки, новое приборное и радиооборудование. Улучшили обзор из кабины штурмана.

А в августе 1938 года дали машине собственное имя - "Родина".

Это слово написали большими красными буквами на нижней поверхности крыла (окрашенного, как и весь самолет, в серебристый цвет), между двумя красными звездами.

И, каллиграфической строчкой, - слева на носовой части фюзеляжа.

Крыло необычайно большого удлинения говорило о сравнительной тихоходности машины. Ведь оно помогало (снижая индуктивное сопротивление) увеличить дальность полета лишь на скоростях до 350 км/час.

Это значило, что до Хабаровска "Родине" придется лететь дольше, чем "Москве" - переоборудованному дальнему бомбардировщику ДБ-3, на котором 27-28 июня 1938 года совершили перелет на Дальний Восток пилот Владимир Коккинаки и штурман Александр Бряндинский. Ведь ДБ-3 проектировался Сергеем Ильюшиным под максимальную скорость не 350 (как ДБ-2), а 400 км/час, и средняя путевая скорость "Москвы" была почти в полтора раза выше3.

С другой стороны, Коккинаки летел без второго пилота - и, значит, без отдыха.

24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут "Родина" стартовала с подмосковного Щелковского аэродрома на восток.


СТАРТ. Погоды нет

Конец сентября - то время года, когда погода на маршруте Москва - Хабаровск резко ухудшается.

Уже через 50 километров4 землю закрыли облака.

И почти все оставшиеся 6400 пришлось преодолевать вне видимости земли, по приборам - беря пеленги на радиомаяки и определяя таким образом свое местонахождение. И если вначале шли над облаками, то перед Красноярском вынуждены были войти в них - столкнулись с облачностью, верхняя граница которой превышала 7000 метров.

Начался слепой полет.

Домашний архив Родины: "А мы летали еще ниже..."

За бортом минус семь, и окутавшаяся влагой машина стала обледеневать. Лобовые стекла кабин первого пилота и штурмана покрылись льдом, потускнели и боковые...

Пришлось набирать высоту, чтобы пробить облачность.

Она исчезла лишь на 7450 метрах - и до самого Охотского моря "Родина" так и шла не ниже семи тысяч. Экипаж работал в кислородных масках.

Естественно, вырос расход горючего. Его усилил длительный набор высоты, когда моторы работают в очень напряженном режиме.

Правда, на семи тысячах повысилась путевая скорость - помог попутный ветер.

Но тут отказало радиооборудование.


ПОЛЕТ. Без связи

Впоследствии Раскова писала, что невольно заморозила рацию, открыв (чтобы определить свое место астрономически) астролюк и сильно охладив тем самым кабину; что отогрела оборудование меховыми унтами, но передатчик опять отказал: короткое замыкание5...

Однако виднейший историк авиации Анатолий Анатольевич Дёмин усомнился в возможности отогреть электромотор весом в несколько килограммов унтами. И заметил, что время пропажи и возобновления радиосвязи, указанное в воспоминаниях Расковой, не совпадает со временем принятия ее радиограмм Москвой6.

Может, Марина выдала за отказ радиоаппаратуры свои огрехи? То есть была недостаточно квалифицированным штурманом?

Гризодубова во времена перестройки и гласности так и заявила: да, недостаточно. Имела ничтожный налет - 30 часов. Ухитрилась так открыть форточку, что за борт выдуло все полетные карты! Но штурмана "рекомендовали" из НКВД7...

Америка проводила своих пилотов под гимн СССР

Действительно, с февраля 1937 года Раскова была "штатным консультантом в НКВД СССР"8.

Однако взять ее в перелет пришлось бы в любом случае: более опытных женщин-штурманов в стране не было! Да и не все сходится в свидетельствах Гризодубовой. Налетать 30 часов Раскова могла как пилот, но отнюдь не как штурман9. Достаточно вспомнить, как летом 1937 года она ежедневно проводила в воздухе до пяти часов, обучая аэронавигации и бомбометанию слушателей академии10. А полетная карта... Как ее могло выдуть в форточку, если при масштабе 1:200 000 карта должна быть склеена из 200 листов и иметь длину около 32 метров?11

К сожалению, воспоминания и Расковой, и Гризодубовой - яркий пример того, сколь ненадежным источником могут быть мемуары...

Но рация "Родины" - изготовленная, по иронии судьбы, в системе НКВД12! - действительно отказала.


ПОСАДКА. Десять дней по тайге

Не случайно южнее Тынды Гризодубова изменила маршрут - не довернула вправо, на ведущий к Хабаровску курс 120 , а продолжала идти курсом 90 - строго на восток, к Николаевску-на-Амуре.

Значит, сигналы радиомаяков не слышны, по радиокомпасу лететь нельзя. А пытаться выдерживать, не видя землю, курс 120 по обычному, магнитному компасу опасно. Этот курс приведет слишком близко к границе с оккупированной японцами Маньчжурией. Чуть пересек ее - и пограничный инцидент!

Не прошло и двух месяцев, как затих конфликт у озера Хасан...

Следуя курсом 90o, утром 25 сентября 1938 года "Родина" вышла к Тугурскому заливу Охотского моря - четко обозначившемуся внизу через разрывы в облачности.

Значит, мировой женский рекорд дальности уже побит! И надо лишь решить, где садиться (Хабаровск остался далеко позади).

Гризодубова выбрала Комсомольск-на-Амуре (за его хороший аэродром) и повела "Родину" туда - вдоль серебристой нити Амура. Однако Раскова приняла за один из рукавов Амура впадающую в него Амгунь - и самолет пошел вдоль притока...

Когда это выяснилось, Гризодубова решила садиться прямо в тайге.

По ее и Расковой версии - из-за обнаружившейся вдруг (? - Авт.) нехватки горючего.

Летчика-аса, спасшего 29 полярников, похоронили через 81 год после гибели

По версии А.А. Дёмина - не рискуя пробиваться под низкой облачностью к Комсомольску13.

На неровную поверхность садиться нужно было "на брюхо" - не выпуская шасси. Это грозило смять носовую часть фюзеляжа. А там - кабина штурмана.

Поэтому по приказанию Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом - и добиралась потом по тайге к месту посадки десять дней...

А "Родина", выбив тучи брызг, в 10.45 по Москве приземлилась на заболоченную луговину в 72 километрах южнее поселка Керби.

За 26 часов 29 минут она пролетела 6450 км (по прямой - 5947)14.


ПРОЩАНИЕ. Без Полины, без Марины...

Как искали "Родину", как прыгали к ней с парашютом спортивные комиссары, как выводили экипаж через тайгу к Амгуни, как разбились, вылетев на радостях к месту посадки, командующий ВВС 2-й Краснознаменной армии комдив Яков Сорокин и штурман "Москвы" комбриг Александр Бряндинский - отдельная тема...

"Родину" же, когда болото замерзло, поставили на шасси и перегнали в Москву.

Но что с ней делать дальше - не знали. Хоть и окрасили в конце июня 1941 года по стандартам ВВС - заменили серебристую окраску камуфляжной и нанесли на фюзеляж и руль поворота красные звезды. Больше трех лет простояла она на приколе на Центральном аэродроме, возле станции метро "Аэропорт".

Архивные документы помогли установить место падения самолета Маресьева

Только 17 июля 1942 года самолету "Родина" присвоили регистрационный номер СССР И-443, передали расположенному рядом, ближе к станции метро "Динамо", авиазаводу N 30, - и она опять стала совершать полеты.

Но уже 16 сентября 1943 года была списана по износу15. До этого дня не дожили погибшие в авиакатастрофах майоры Полина Осипенко (11 мая 1939 года) и Марина Раскова (4 января 1943-го).

А неподалеку от Центрального аэродрома, где попрощалась с небом их "Родина", в подмосковном Монино базировался 101-й авиаполк дальнего действия, которым командовала полковник Гризодубова - единственный переживший машину участник отчаянной воздушной одиссеи...


"РГ" впервые публикует рассказ знаменитого летчика Алексея Маресьева

1. Каменский В.В. Летчики-молодчики // Лёт. Авиостихи. М., 1923. С. 16.2. Проклов В. Мифы о "Родине": "женские" тайны перелета // Легенды и мифы отечественной авиации. Сборник статей. Вып. 3. М., 2011. С. 129.3. Самолетостроение в СССР. 1917 - 1945 гг. Кн. I. М., 1992. С. 339-347.4. Раскова М. Записки штурмана. М., 1939. С. 153.5. Там же. С. 156-163.6. Проклов В. Указ. соч. С. 137, 143, 148.7. Каминский Ю.А. Кремлевские перелеты. М., 1998. С. 171-173.8. Марина Михайловна Раскова // Военно-исторический журнал. 1989. N 3. С. 81.9. Бурыкин А.А. Рецензия на книгу Ю.А. Каминского "Кремлевские перелеты" // Новый Часовой. N 19-20. СПб., 2011. С. 399.10. Прокофьев Я.П. Защищая китайское небо // В небе Китая. 1937 - 1940. Воспоминания советских летчиков-добровольцев. Изд. 2е. М., 1986. С. 204.11. Проклов В. Указ. соч. С. 148.12. Там же. С. 135.13. Там же. С. 140, 149-150; Раскова М. Указ. соч. С. 164.14. Раскова М. Указ. соч. С. 213.15. Маслов М. Рекордный перелет "Родины" // Крылья. 2009. N 1 (3). С. 24.

Легенды