15.01.2018 11:35
"Родина"

Домашний архив Родины: Пачка "тютю" для Майи Плисецкой

О чем могут напомнить фотографии знаменитого парижского модельера Марии Громцевой
Текст:  Ольга Хорошилова (кандидат искусствоведения)
Родина - Федеральный выпуск: №1 (118) Родина - Спецвыпуск: Семейные ценности №8 (8241)
В архиве моей семьи, в Париже, хранится небольшая фотография с фигурно срезанными краями. На фоне щедрой весенней листвы позируют двое - именитый русский художник Юрий Анненков, с неизменным моноклем в глазу, и его спутница, Мария Громцева, в неловком костюме, с неловким бантом в волосах. Она заметно стесняется - и себя и того, кто делает памятный снимок.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Мария Васильевна, "мадемуазель Мари", как ее называли французы, хозяйка известнейшего парижского ателье костюмов, была стеснительной и скромной от природы, не любила публику и редко выходила в свет. Хотя высший парижский свет ее обожал - Громцева, как и ее друг и наставник Анненков, одевала самых знаменитых парижан.

От "Анжелики" до Модильяни

Мария Васильевна родилась в 1901 году в семье священника. Ее дед, Виктор Матвеевич Громцев, был настоятелем Чудской церкви Череповецкого уезда. Отец, Василий Викторович, служил священником в 255м Аварском резервном батальоне, в Первую мировую вместе с 5м Кавказским стрелковом полком находился на Персидском фронте. Ее младшая сестра Тамара вышла замуж за белого офицера Виктора Гулунова, их дочь Татьяна и стала супругой моего Ростислава Гофмана, французского музыковеда и личного секретаря Сержа Лифаря, знаменитого танцовщика и балетмейстера...

С Анненковым Мария Васильевна, эмигрантка первой волны, познакомилась в Париже, где в середине 1930-х годов вместе с сестрой стеснительно предлагала свои дизайнерские проекты театрам и кинокомпаниям. Художник сделал Машеньку (так он по-семейному называл Громцеву) своей протеже и стал активно помогать связями. Вместе с Ольгой Покровской, именитым дизайнером, Мария организовала мастерскую по изготовлению театральных и кинокостюмов и масок. Дело пошло, от клиентов не было отбоя. Громцева работала на износ - днями и ночами. Понимала - если откажется или сделает плохо, клиенты уйдут: конкуренция в Париже жесткая, слишком много талантливых русских работало тогда в моде.

Во время оккупации Мария Васильевна, как и Анненков, оставалась во Франции. Ее успехи в кино впечатлили немецкого продюсера кинокомпании "Континенталь". Осыпав Громцеву тяжелыми тевтонскими комплиментами, он предложил ей 8000 франков ежемесячно и мировую славу. Громцева служить в кинокомпании отказалась...

Мировая слава пришла к ней после войны без посредников. Великий дизайнер всех костюмных эпох - от златопарчовых византийцев до блистательных венских Габсбургов. - в 50-60е годы была нарасхват. Работала с крупнейшими международными кинокомпаниями, шила костюмы для шумных блокбастеров, среди которых "Анжелика - маркиза ангелов", "Анжелика и король", "Анжелика и султан". Сотрудничала с Гранд-Опера, Фоли-Бержер, с Балетами маркиза де Куэваса - для его "Золушки" и "Спящей красавицы" она исполнила поистине королевские наряды.

Но самые важные проекты Марии Горцевой - костюмы, выполненные по проектам Юрия Анненкова для восхитительных фильмов Макса Офюльса: "Карусель" (1950), "Наслаждение" (1952), "Лола Монтес" (1955) и "Монпарнас, 19" (1957), посвященный жизни Амедео Модильяни.

"Знаменитая коллекция"

Говорили, что Мария Васильевна, эмигрируя из России, чудесным образом вывезла десятки тюков, набитых сокровищами - тканями, бальными платьями, купеческими сарафанами и кокошниками, придворными богато расшитыми полукафтанами, гвардейскими мундирами, кушаками, эполетами, треуголками. Так это или нет, сказать сложно. Однако мои двоюродные братья, ее внучатые племянники, прекрасно помнили волшебные кокошники, кафтаны, русские рубашки, остававшиеся в ее собрании. Кое-что из сокровищ она даже давала им на прокат - на очередной бал золотой парижской молодежи.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая: Свадебное путешествие на "Победе"

Помимо нарядов, в "знаменитой коллекции" Горцевой (только так ее называли) были тысячи книг по истории моды, старинные, богато иллюстрированные издания и новенькие монографии, которые она без устали штудировала. Юрий Анненков, книгочей и библиофил, часто забегал к Машеньке, чтобы отыскать в ее фолиантах ответ на какой-нибудь каверзный вопрос - какой тип чулок шоссов носили, к примеру, в 1631 году, или сколько карманных клапанов было на рединготе образца 1829 года...

Гости "пещеры Али-Бабы"

В пятидесятые годы Громцева переместила свое ателье с фешенебельной центральной рю Лафитт, 20 (сделав это помещение своей квартирой), в более спокойный, "дачный" район Отёй, на улицу Антуана Руше, 14, близ Булонского леса. В верхнем этаже модернового здания разместились ее "пещера Али-Бабы" по меткому выражению моих парижских кузенов. В одном помещении Громцева вместе с ассистентками, русскими и француженками, кроила, шила и отделывала костюмы. В другом устроила хранилище для тканей и подготовленных нарядов.

Там покоились главные сокровища Али-Бабы: сотни костюмов, блесткие парчовые платья эпохи Короля-Солнца, кафтаны времен царя Алексея Михайловича, дивные наряды испанских Габсбургов, расшитые жемчугами и галунами аби во вкусе Людовика XVI, строгие мундиры русской гвардии, треуголки д Артаньяна, платья-"шмиз" Марии Антуанетты. И тысячи, тысячи красивейших мелочей - перевязей, аксельбантов, плюмажей, шпаг, шпор. История костюма во плоти - всех времен и народов.

Именно сюда, в "пещеру Али-Бабы", любили приходить гости. И какие это были гости! Весь цвет русской художественной эмиграции - балетмейстеры Серж Лифарь, Леонид Мясин, Борис Кохно, изящный график Эрте (Роман Тыртов), художники Лев Зак, Жорж Вакевич. Здесь часто бывал Юрий Анненков - и каждый раз с каким-нибудь приятным подарком: портретом, модным наброском или симпатичной карикатурой.

Громцева щедро, по-русски (с пирогами и неизбежной ледяной водкой) принимала Петра Устинова, Брижит Бардо, Симону Синьоре, Макса Офюльса. Жан Маре, не только красавец актер, но режиссер и сценограф, заказал ей костюмы по собственным проектам для постановки "Ученика дьявола". Он был доволен работой "мадемуазель Мари" и ею самой, и ее пышными русскими угощениями, и, говорят, даже пел с ней русские песни.

Завсегдатаем "пещеры" был прославленный модельер Ив Сен-Лоран. Громцева выполняла для него костюмы к балету "Сирано де Бержерак" в постановке Ролана Пети и вместе с Барбарой Каринской подготовила костюмы для "Гибели розы". Кутюрье обожал Россию, посвящая ей не только коллекции, - своих любимых бульдогов он назвал "в честь русских крестьян" - "Мюжик 1" и "Мюжик 2".

Скромный заказ Плисецкой

На рю Руше по-дружески, запросто принимали Майю Плисецкую. Семейная легенда гласит, что впервые прима-балерина посетила "пещеру" Громцевой в 1961 году, когда гастролировала в Париже. Балерина заказала у Марии Васильевны пачку, обыкновенную, танцевальную. Конечно, у примы не было в них недостатка. Но существовала одна проблема - в Советском Союзе пачки шили в лучших царских традициях - из жесткого древнего тарлатана, в то время как на Западе балерины выступали в податливых и элегантных "тютю" из тюля, и лучшим считался английский.

Именно из английского тюля Громцева сшила пачку Плисецкой. И, судя по воспоминаниям костюмеров, когда Майя Михайловна вернулась в Москву, ее пачка произвела настоящий фурор в Большом театре - балерины, гримерши, портнихи, все просили Плисецкую предъявить им волшебную капиталистическую "тютю"...

Кто придумал Троцкому наряд, какого не знало мировое революционное движение

... Мария Васильевна прожила почти 80 лет. После ее кончины большая часть "знаменитой коллекции" поступила в фонд компании "Берман", кое-что ушло в собрание Опера Гарнье, разошлось по аукционам и родственникам. В девяностые годы в моей семье еще хранился роскошный тюрбан, созданный ею по мотивам "Шахерезады" Льва Бакста, - лучшее украшение семейных рождественских вечеров...

 Фото: архив семьи Гофман (Париж). Публикуется впервые.

Легенды Судьбы История