35 000 снимков на чердаке
Похоже, что объектив фотоаппарата, как подсолнух за солнцем, поворачивался за девчушками, спеша запечатлеть их девичий рассвет, его самую нежную пору. Фотограф не думает о композиции, он просто любуется своими героинями, и они без натуги, не по указке "а ну-ка улыбнитесь", а от радости - улыбаются, светятся, никем не притворяясь, чувствуя себя в кадре как дома.
Легко догадаться, что автор снимков - родной им человек.
Что ж, так и есть.
Автор снимков Галина Иосифовна Ревская на протяжении двадцати лет (с середины 1960-х по 1982 год) фотографировала жителей села Ивачино Харовского района Вологодской области. Она не посылала снимки в газеты и журналы, всё раздаривала односельчанам. Но по сути была профессиональным фотохудожником - об этом говорят не только снимки, но и отношение к отснятому материалу. Все негативы (около тысячи!) она бережно хранила в специальных контейнерах.
Благодаря этому до нас дошли 35 тысяч снимков!
Галина Иосифовна служила лаборанткой в Ивачинской участковой больнице. Жила одинокой, фотоархив передала в сельсовет. В пору разрухи и распада колхозов контейнеры с бесценной фотолетописью оказались на сельсоветовском чердаке. Там их и обнаружил в 2012 году краевед Александр Букарев...
Очевидно, на Русском Севере нет другого села, чья повседневная жизнь в 1960-1970-е годы была бы запечатлена с такой полнотой, любовью и профессионализмом.
А что мы знаем о самой Галине Иосифовне? Ее судьба напомнила мне судьбу святого подвижника Ефима Васильевича Честнякова из костромской деревни Шаблово. В 1920-е годы он создал целую галерею портретов деревенских детей - и рисованных, и фотографических, а как выглядел сам - можно лишь догадываться по сохранившемуся юношескому автопортрету.
Вот и о том, какой была Галина Иосифовна, мы можем судить по единственной фотографии: худенькая женщина сидит, склонив голову, над бумагой. Да по выцветшему фото на надгробном памятнике...
Красота в фотографии, танце, стихе
Прошло тридцать лет после ухода Галины Иосифовны, но в Ивачино о ней помнят светло и благодарно. В каждой семье есть фотоальбом с ее прекрасными снимками.
Вот что рассказала "Родине" журналист, краевед и библиотекарь Татьяна Смирнова:
"Впервые на снимке у Галины Иосифовны я оказалась на второй день после своего появления на свет. Вот мы с мамой в палате Ивачинской участковой больницы в 1969 году. Звонкий солнечный май. Мама, измученная, но счастливая, сидит на больничной койке, прижимая к груди туго спеленутый сверток...
Потом мы не раз и не два встречались с Галиной Иосифовной - увы, я была частым гостем в участковой больнице. И каждый раз на память - фотографии! Страх уколов и боль - не помню, вспоминаются только добрые лица, искренняя забота и приветливые улыбки врачей, санитарочек, молоденьких девочек-медсестер. Всем им путевку в профессию дала Галина Иосифовна. Она вела в школе с ребятишками медицинский кружок, учила любить людей и свою профессию. А еще приобщала к прекрасному. В сельском клубе к праздникам ставились концерты, и она принимала в них самое деятельное участие - подбирала каждому стихи "своего" поэта. А ее любимым поэтом был Константин Симонов: "Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать..."
Ставила танцы с девочками-"лебедушками" в балетных пачках. Их выступления вспоминают до сих пор, хотя "лебедушки" давно стали бабушками. Галина Иосифовна видела во всем красоту - в танце, стихе, фотоснимке, традиции..."
Галина Ревская и ее фотолетопись села Ивачино"Курс на дальние планеты..."
"Она появилась в селе в начале 1960-х, - продолжает Татьяна Смирнова, - с двумя неподъемными чемоданами книг. Хрупкая девушка, пережившая много страшного - разлуку с семьей, заключение. Предки были вологодскими - из Великого Устюга. Дед по матери - священник, но мать без благословения родителей связала свою судьбу с врачом и уехала в Кишинев. Жили трудно, в комнатушке при больнице, под которой находился "анатомический театр". Родили и вырастили троих детей, позднее связавших свою жизнь с медициной.
Фотолаборатория у Галины Иосифовны была тут же, в амбулатории. Там же "колдовали" ее ученики, юные фотографы. Помещая снимки в альбом, она советовала сопровождать их стихами, подбирала самые меткие строки. Мне запомнились такие: "А может быть, вот с этого мыска/ сильнее грома и быстрее ветра/ ракетоплан взовьется в облака/и курс возьмет на дальние планеты".
Фотографией она никогда не подрабатывала - все снимки дарила, несмотря на скромное больничное жалованье. Люди уезжали и снимки увозили с собой. Ее могила на сельском кладбище всегда ухожена, а два года назад на собранные всем миром деньги сельчане поставили новый памятник и заменили ограду. Это говорит о многом..."
Снимки, сделанные Галиной Иосифовной Ревской, любезно предоставила "Родине" жительница села Ирина Владимировна Нуженкова (Виноградова).
После выхода публикации в журнале "Родина" нашелся