Галина Иосифовна Ревская служила лаборанткой в Ивачинской больнице. Жила одинокой, увлекалась фотографией, свой фотоархив передала в сельсовет. В пору разрухи и распада колхозов контейнеры с бесценной фотолетописью села оказались на чердаке. В день рассматривания старых фотографий вспоминаем публикацию "Родины", вышедшую августовском номере 2018 года. И смотрим снимки Галины Ревской, запечатлевшей жизнь
35 000 снимков на чердаке
Похоже, что объектив фотоаппарата, как подсолнух за солнцем, поворачивался за девчушками, спеша запечатлеть их девичий рассвет, его самую нежную пору. Фотограф не думает о композиции, он просто любуется своими героинями, и они без натуги, не по указке "а ну-ка улыбнитесь", а от радости - улыбаются, светятся, никем не притворяясь, чувствуя себя в кадре как дома.
Легко догадаться, что автор снимков - родной им человек.
Что ж, так и есть.
Автор снимков Галина Иосифовна Ревская на протяжении двадцати лет (с середины 1960-х по 1982 год) фотографировала жителей села Ивачино Харовского района Вологодской области. Она не посылала снимки в газеты и журналы, всё раздаривала односельчанам. Но по сути была профессиональным фотохудожником - об этом говорят не только снимки, но и отношение к отснятому материалу. Все негативы (около тысячи!) она бережно хранила в специальных контейнерах.
Благодаря этому до нас дошли 35 тысяч снимков!
Галина Иосифовна служила лаборанткой в Ивачинской участковой больнице. Жила одинокой, фотоархив передала в сельсовет. В пору разрухи и распада колхозов контейнеры с бесценной фотолетописью оказались на сельсоветовском чердаке. Там их и обнаружил в 2012 году краевед Александр Букарев...
Очевидно, на Русском Севере нет другого села, чья повседневная жизнь в 1960-1970-е годы была бы запечатлена с такой полнотой, любовью и профессионализмом.
А что мы знаем о самой Галине Иосифовне? Ее судьба напомнила мне судьбу святого подвижника Ефима Васильевича Честнякова из костромской деревни Шаблово. В 1920-е годы он создал целую галерею портретов деревенских детей - и рисованных, и фотографических, а как выглядел сам - можно лишь догадываться по сохранившемуся юношескому автопортрету.
Вот и о том, какой была Галина Иосифовна, мы можем судить по единственной фотографии: худенькая женщина сидит, склонив голову, над бумагой. Да по выцветшему фото на надгробном памятнике...
Красота в фотографии, танце, стихе
Прошло тридцать лет после ухода Галины Иосифовны, но в Ивачино о ней помнят светло и благодарно. В каждой семье есть фотоальбом с ее прекрасными снимками.
Вот что рассказала "Родине" журналист, краевед и библиотекарь Татьяна Смирнова:
"Впервые на снимке у Галины Иосифовны я оказалась на второй день после своего появления на свет. Вот мы с мамой в палате Ивачинской участковой больницы в 1969 году. Звонкий солнечный май. Мама, измученная, но счастливая, сидит на больничной койке, прижимая к груди туго спеленутый сверток...
Потом мы не раз и не два встречались с Галиной Иосифовной - увы, я была частым гостем в участковой больнице. И каждый раз на память - фотографии! Страх уколов и боль - не помню, вспоминаются только добрые лица, искренняя забота и приветливые улыбки врачей, санитарочек, молоденьких девочек-медсестер. Всем им путевку в профессию дала Галина Иосифовна. Она вела в школе с ребятишками медицинский кружок, учила любить людей и свою профессию. А еще приобщала к прекрасному. В сельском клубе к праздникам ставились концерты, и она принимала в них самое деятельное участие - подбирала каждому стихи "своего" поэта. А ее любимым поэтом был Константин Симонов: "Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать..."
Ставила танцы с девочками-"лебедушками" в балетных пачках. Их выступления вспоминают до сих пор, хотя "лебедушки" давно стали бабушками. Галина Иосифовна видела во всем красоту - в танце, стихе, фотоснимке, традиции..."
"Курс на дальние планеты..."
"Она появилась в селе в начале 1960-х, - продолжает Татьяна Смирнова, - с двумя неподъемными чемоданами книг. Хрупкая девушка, пережившая много страшного - разлуку с семьей, заключение. Предки были вологодскими - из Великого Устюга. Дед по матери - священник, но мать без благословения родителей связала свою судьбу с врачом и уехала в Кишинев. Жили трудно, в комнатушке при больнице, под которой находился "анатомический театр". Родили и вырастили троих детей, позднее связавших свою жизнь с медициной.
Фотолаборатория у Галины Иосифовны была тут же, в амбулатории. Там же "колдовали" ее ученики, юные фотографы. Помещая снимки в альбом, она советовала сопровождать их стихами, подбирала самые меткие строки. Мне запомнились такие: "А может быть, вот с этого мыска/ сильнее грома и быстрее ветра/ ракетоплан взовьется в облака/и курс возьмет на дальние планеты".
Фотографией она никогда не подрабатывала - все снимки дарила, несмотря на скромное больничное жалованье. Люди уезжали и снимки увозили с собой. Ее могила на сельском кладбище всегда ухожена, а два года назад на собранные всем миром деньги сельчане поставили новый памятник и заменили ограду. Это говорит о многом..."
Снимки, сделанные Галиной Иосифовной Ревской, любезно предоставила "Родине" жительница села Ирина Владимировна Нуженкова (Виноградова).
После выхода публикации в журнале "Родина" нашелся
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем